На празднике в «Староверческом подворье» деревни Лякова хорошо было не только старообрядцам
Деревня Лякова гостей фестиваля старообрядческой культуры встречала нарядными улицами, ремесленными рядами, радостным оживлением. По пути к эпицентру праздника всё чаще на глаза попадались женщины в сарафанах и платках, мужчины в рубахах и картузах. Разнообразие товаров на ярмарке — лоскутные одеяла и салфетки, сувенирные подковы, ремни, деревянные ложки, гребни и много чего ещё — также создавало необходимую атмосферу.
Между тем, как сообщила мастер вязания крючком из Валдая Ольга МАЛЬКОВА, вот её, например, привлекает здесь совсем не получение прибыли:
— Для меня фестиваль — это возможность отдохнуть душой, сменить обстановку, пообщаться с людьми, которые любят творчество и владеют каким-то ремеслом. Когда постоянно работа-дом, дом-работа, на ярмарке удаётся отвлечься от каких-то мыслей.
Пока дети веселились, катаясь на огромных деревянных качелях и карусели, состоящей из столба с верёвками, взрослые на лекционной площадке слушали рассказы о старообрядческих певческих книгах, духовных стихах, изготовлении штампов и других аспектах жизни староверов. Но тех и других в восхищение приводили живые ослики в загоне и фигуры диковинных зверей и птиц из прессованной соломы. Понравилась всем дегустация староверческой каши-гущи, приготовленной в русской печи из перловки, моркови, гороха и лука. Простое деревенское блюдо оказалось не хуже ресторанного.
По словам одного из организаторов фестиваля, духовного наставника Крестецкой общины Древлеправославной Поморской церкви Алексея ДЕЛИКАТНОГО, центральной темой фестиваля этого года стала певческая культура:
— Мы знакомим людей с истинной, настоящей русской культурой. В старообрядчестве главный пласт — пение, как церковное, так и бытовое. Раньше пели всегда: и в работе, и в рукоделии, и на похоронах, и на рождении. И не было такого, что кто-то — пел, а кто-то — слушал. Все были участниками. Важным был не столько текст песни, сколько процесс звукоизвлечения, которое гармонично природным звукам, звукам воды, птиц, человеческого сердца. Тех, кто раньше не слышал такого пения, оно завораживает. Когда Адам и Ева лишились непосредственного общения с Богом, были изгнаны из рая, они начали петь, чтобы наполнить себя духовной пищей, восполнить потерянное богообщение.
Фольклорный ансамбль «Ильинская пятница» из Риги выступил с лирикой латгальских староверов, культурное объединение «ФолкЪ-ТолкЪ» из Екатеринбурга — с протяжными песнями яицких казаков, супружеская пара из Москвы Валентина и Степан НЕСТЕРОВЫ из ансамбля «Сокол» исполнили старинные казачьи композиции. При этом Валентина вышла на сцену в обычном ярко-жёлтом платье.
— Мы — старообрядцы. Наши родители крестились у казаков-некрасовцев. И они тоже были фольклористами, — рассказала Валентина. — Мы не просто исполняем песню в том виде, в каком её записали у бабушек и дедушек, а вносим свои краски, обогащаем музыкальными инструментами: гитарой, скрипкой, балалайкой, гуслями, колёсной лирой, гармонью. Чтобы приблизить аудиторию к себе, чтобы она увидела, что мы не сектанты, выбираем такую одежду, которая понятна для людей.
Нестеровы отметили, что подобный формат фестиваля, когда у музыкантов есть возможность пообщаться с публикой, им особенно близок. Кроме того, здесь можно встретить единомышленников, которые любят фольклор, ходят в этнографические экспедиции, где записывают песни, а потом сами их поют.
— Старообрядчество само по себе — уже феномен, а старообрядческий фестиваль — ещё больший феномен, — продолжил Степан. — Нужно показывать, что представляет собой старообрядчество. Оно — окошко в прошлое, необходимое нам для осознания того, откуда мы пришли. С учетом сильных сторон это поможет нам не терять ориентиров и корней. Нам будет понятен наш вектор, куда двигаться дальше.
Теги: Лякова, Староверческом подворье, фестиваль, Крестцы