Собственное «Я» и роль большой личности исследуют актёры в новом спектакле Новгородского театра драмы.
На минувшей неделе зрителям Новгородского академического театра драмы имени Достоевского представили премьеру спектакля «Высоцкий. Параллели высоты». Постановка стала продолжением проекта театра, посвящённого русским поэтам. В прошлом сезоне труппа уже выпустила спектакли «Есенин. Почти мюзикл» и «Цветаева. Роман с собственной душой».
Как рассказали в театре, в новом спектакле труппа идёт на эксперимент и пробует выстроить личный, почти интимный диалог героя с кумиром многих поколений Владимиром Высоцким. Но при этом включает в беседу и зрителя.
— Идея спектакля принадлежит артисту театра, музыканту Денису Котыкову, выступающему также под псевдонимом Дэн Издольный, одному из трёх актёров, присутствующих на сцене, — уточнили в Новгородском областном театрально-концертном агентстве. — Долгое время Денису хотелось рассказать, как творчество и личность Высоцкого повлияли на его собственную судьбу. Этот замысел нашел отклик у молодого режиссёра из Санкт-Петербурга Игоря Лебедева. Спустя несколько месяцев работы родилась одна из самых необычных постановок в репертуаре Новгородского театра.
Итак, в спектакле перед зрителями предстаёт Актёр, рассказывающий о своей жизни. Когда-то в детстве услышанный голос Высоцкого произвёл на него мощнейшее впечатление. Несмотря на то что артист рано ушёл из жизни, герою продолжает казаться, что в его судьбе и судьбе кумира есть значимые параллели, совпадения в фактах биографии.
Постепенно разворачивающаяся перед зрителем судьба Актёра и отдельные, в общем-то известные факты из биографии Высоцкого с помощью сценических приёмов сближают две личности всё сильнее. И, наконец, для героя наступает время поговорить с Высоцким откровенно, начистоту.
— Когда большой артист становится кумиром, под которого ты начинаешь выстраивать свою жизнь, всё меняется, ты можешь потерять себя, — рассказывает режиссер Игорь ЛЕБЕДЕВ. — Высоцкий — это дух абсолютной свободы, которая превратила Актёра в метеор. Но других она может сжечь. Чужая свобода при недостаточном опыте превращается в сумасбродство. История в спектакле — это история огромного числа людей, которые стремились примерить на себя личность Высоцкого. И мы пытаемся разобраться, почему так происходило, понять настоящего Высоцкого.
Для воплощения замысла художник Иван Мальгин придумал трансформирующееся пространство, состоящее из зеркал. Одна сторона щитов — это уникальная машинопись из семейного архива художника. В Екатеринбурге, у матери Мальгина Татьяны Константиновны, хранится красная тетрадь 1970-х годов со стихами Высоцкого. Страницы этой тетради послужили основой для оформления декораций. А другая сторона — те самые зеркала, в которых Актёр видит то себя, то кумира, то свою жизнь: временами как будто счастливую, а затем разбитую и неустроенную, петляющую из света во мрак и снова на свет.
Особую атмосферу в спектакле задаёт, конечно, музыка: неповторимые песни Высоцкого. Впрочем, не только его…
Вместе с Денисом Котыковым на сцену в спектакле выходят Дмитрий Брейкин и Светлана Сабаева: они молодость и судьба героя и его кумира. Не обходится в постановке без гитары: она как крест парит над сценой в начале повествования. Она же — последний смысловой акцент спектакля. Проводник между душами героев, зрителями и тем неизвестным, что живущим постичь не дано.
Теги: Великий Новгород, театр драмы, спектакль, Высоцкий