Четверг, 19 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

Русские соколы

«Русское сокольство» помогало эмигрантам хранить культуру своей Родины в чужой стране.

«Русское сокольство» помогало эмигрантам хранить культуру своей Родины в чужой стране.

Фото: Музея истории г. Боровичи и Боровичского края

Новую музейную выставку в Боровичах посвятили изгнанию и возвращению семьи Никушкиных-Вербицких 

Самый трогательный экспонат на открывшейся в Музее истории города Боровичи и Боровичского края выставке «Время вернуться домой», без сомнения, — плюшевый медвежонок. Когда-то он принадлежал Вере Никушкиной, дочери генерала Никушкина, родившейся и выросшей в усадьбе Ровное-Новоблагодатное на высоком берегу Мсты в Боровичском уезде. 

Вместе с другими семейными реликвиями она увезла его из России во Францию во время первой волны русской эмиграции. Как и весь семейный архив, он хранился в доме Веры Николаевны и её мужа Всеволода Вербицкого в пригороде Парижа Сент-Женевьев-де-Буа. Но однажды медвежонок вернулся на Родину. Этому и посвящена новая выставка — возвращению домой.

— Это не просто красивое название, — сказала советник генерального директора Новгородского музея-заповедника, бывшая заведующая боровичским музеем Ирина СТОЛБОВА, участвовавшая в перевозке архива в Россию. — Сегодня оно наполнено очень важным смыслом.

На выставке с помощью аудиозаписи можно услышать письма Веры и Всеволода. Фото предоставлены Музеем истории г. Боровичи и Боровичского края

Последний пароход

У выставки «Время вернуться домой» был не только главный куратор — заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника Олеся Рудь, но и режиссёр — генеральный директор НГОМЗ Сергей Брюн. Работая над новой экспозицией, новгородские и боровичские специалисты стремились показать драматичную историю большой страны через историю двух боровичских семей, переживших Первую мировую войну, затем Гражданскую, и их историю через историю России, расколовшуюся на сторонников старого и нового строя. Вход на выставку в музее выполнили в виде символа исхода русской эмиграции — борта парохода, в центре которого зияет разлом. 

На пароходе «Святой Николай» Вера вместе с отцом Николаем Павловичем, матерью Александрой Александровной и сестрой Марией, Мусей, выехала из Севастополя в 1920 году. 

Всё погибло, Россия, прощай!

Мы — обломки отжившего строя.

Пароход наш «Святой Николай»

Переполнен угрюмой толпою. 

Боевых офицеров не счесть,

Инвалиды бредут, генералы.

С ними теплилась Родины честь,

С ними вместе она умирала...

Эти стихи записали в альбом Верочке. И их можно увидеть на выставке. Но начать осмотр лучше с другого — пожелтевших снимков Галлиполийского сидения. Генерал Пётр Врангель, отступив из Крыма, сумел перевезти 135-тысячную русскую армию в Галлиполи. Сегодня это Турция, а тогда...

— ...осколок бывшей Османской империи, который в 1920-е годы принадлежал Греции, — напомнил заведующий Музеем истории города Боровичи и Боровичского края Павел КУВАЕВ. — Здесь, на пустынном месте, была организована стоянка, где создали условия для пребывания военных почти с нуля. Армии удалось не развалиться, сохранить свой костяк.

Галлиполийское сидение

Русский корпус оставался в Галлиполи почти два с половиной года, но сидением это трудно было назвать. В войсках устраивали смотры и проводили приёмы высоких гостей. Одним из тех, кто оказался в этом военном центре белой эмиграции, был и будущий супруг Веры Николаевны — Всеволод Вербицкий. Выпускник Елисаветградского кавалерийского училища, прапорщик Ахтырского 12-го гусарского полка, участник Первой мировой войны, приказом Врангеля произведённый в ротмистры. Он прибыл в Галлиполи вместе с Русским корпусом. 

Шефом ахтырцев и крёстной матерью всех детей гусар была младшая сестра Николая II — великая княгиня Ольга Александровна, сестра милосердия, художница, как и её отец Александр III, очень любившая простоту. И спустя десятилетия после отъезда из России, находясь в Канаде, она собирала ахтырцев у себя дома за чаем. И за чем-нибудь покрепче тоже. Напоминание о том — рюмка тех лет. Эти встречи, застолья помогали русским эмигрантам остаться собой, не раствориться в культуре чужой страны.

После расформирования Русского корпуса в 1921 году Всеволод Вербицкий заключил контракт с властями Белграда, был определён в пограничную службу, но затем прошёл автомобильные курсы и стал водителем, работал таксистом. Однажды в сербском Скопле он зашёл в кинотеатр, где тапёром работала Верочка. Так они познакомились, и завязалась очень тёплая, доверительная переписка. Отрывки из писем можно прослушать тут же, на выставке, с помощью аудиозаписи. 

«А я тебя всю ночку во сне видела, мой Севун, но были мы, конечно, в России, в нашем родном имении...», «Почему мы не у себя, в России, где я так любила ходить ко всенощной и в тёмном уголку забыться совсем...» 

Медвежонок стал для Веры Вербицкой частью России. Фото предоставлены Музеем истории г. Боровичи и Боровичского края

Крёстные великой княгини

Свадьба Веры и Всеволода была в Скопле в январе 1923 года. Их первенцем в 1927-м стал Георгий, которого в семье звали Юрой. Потом появились двойняшки Нина и Николай, Ника. Они родились и выросли уже во Франции, в Медоне, маленьком городке под Парижем. Все трое стали крёстными детьми великой княгини Ольги Александровны. И каждое воскресенье вместе с родителями ходили в крошечную деревянную церковь, которую русские эмигранты построили в Кламаре. 

В 1999 году Георгий Всеволодович впервые приехал в Боровичи, побывал в доме своей матери в Ровном. Как больно, наверно, ему было, когда он увидел осыпающиеся стены, заросший парк родного гнезда. Усадьба пока так и живёт в ожидании перемен, которые возродят её уют. А вот лишившуюся купола церковь великомученицы Екатерины Георгий Вербицкий вместе с женой Ольгой Ростиславовной помог восстановить. Супруги построили и два новых храма — в Железкове и Пиросе. 

Уникальным экспонатом выставки стали иконы XIX века с иконостаса из церкви великомученицы Екатерины в Ровном-Новоблагодатном, написанные темперными красками. В 1980-е годы они были спасены боровичанами и переданы сначала местному музею, а затем Новгородскому музею-заповеднику, где прошли реставрацию, и теперь впервые экспонируются в Боровичах.

Среди множества семейных фотографий Никушкиных-Вербицких на выставке Георгия Всеволодовича можно увидеть ещё мальчишкой — вместе с Ниной и Никой в костюмах «русских соколов». «Русское сокольство» — это ещё одна возможность не забыть о своих корнях. Детям эмигрантов преподавали русский язык, литературу, историю, географию, Закон Божий… Для них устраивали слёты, «соколы» ходили в походы, в горы, жили в палатках, играли в волейбол.

— Уже в преклонном возрасте в 1990-е годы Георгий Всеволодович в первых рядах на параде на Елисейских Полях в Париже выносил штандарт «Русского сокольства» вместе со своим братом, — сказал Павел Куваев.

* * *

Плюшевый медвежонок, вернувшийся в 2013 году в Россию вместе с десятками папок, в которых хранились фотографии, письма, документы семьи Никушкиных-Вербицких, тоже хранит свою историю. 

Однажды Юра Вербицкий, ещё ребёнком, решил сбрить с него плюш. Зачем? Уже будучи в летах, он так и не смог вспомнить. Чтобы избежать родительского наказания, мальчик решил скрыть следы шалости и своими руками сшил для мишки курточку и штанишки. Наверное, понимал, насколько его матери, Вере Николаевне, была дорога эта игрушка. 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА