С 31 октября по 4 ноября в Великом Новгороде и Старой Руссе прошёл XXIX Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского — событие сколь ожидаемое, столь и неожиданное. За практически три десятилетия большой театральный фестиваль сумел превратиться в культурный бренд. Из старорусской площадки для показа камерных спектаклей по произведениям Фёдора Михайловича он стал региональным пространством для демонстрации аллюзий на творчество классика в самых разных жанрах и форматах, а в последние годы и вовсе расширил границы, шагнув от театральных постановок к фестивалю театральных искусств. Кроме того, к спектаклям по произведениям Достоевского прибавились постановки по текстам других классиков русской литературы.
В таком формате проект встретит следующий, юбилейный ХХХ год. А пока итоги нынешнего театрального праздника подвёл губернатор Новгородской области Александр ДРОНОВ.
— Всё говорит о том, что наш фестиваль развивается, а русская классика с каждым годом становится только актуальнее. Я благодарю всю большую дружную команду специалистов, которая работала на фестивале и дарила нам праздник. И конечно, наших замечательных зрителей, — сказал глава региона на закрытии фестиваля.
Рассказывая о смене концепции и появлении в афише спектаклей по творчеству других русских классиков, а не только Фёдора Достоевского, президент фестиваля Михаил ПОРЕЧЕНКОВ объяснил причины перемен.
— Нам показалось, что смотреть восемь «Идиотов» подряд — это не очень весело и зрелищно. Хотелось, чтобы история богатой русской классики была представлена более многообразно. Мы решили, что брендом фестиваля останется Фёдор Достоевский, но в афише появятся и другие имена великих русских классиков, — подчеркнул президент фестиваля. — Думаю, что это правильно.

Александр ДРОНОВ, губернатор Новгородской области:
— Пять дней Великий Новгород, Старая Русса, все, кто следил за фестивалем, буквально жили театром. Спектакли и культурные программы посетили более шести тысяч человек. Мы приняли около 400 гостей и участников из 10 городов России, а также трёх зарубежных стран. 22 спектакля, 18 театральных трупп — это наш общий успех.
А продюсер проекта Максим КОРОЛЁВ отметил позитивные итоги фестиваля:
— Когда видишь счастливые лица людей, выходящих из зала, — это и есть результат. В этом году у нас было гораздо больше зрителей в залах, больше аншлагов. А на следующий, юбилейный год — масса грандиозных планов. Но пока мы будем держать их в строгом секрете.
В этом году победителем конкурсной программы «Перспектива» стал эскиз спектакля «Три». Режиссер Екатерина Половцева получит денежный грант на полноценную реализацию задумки и покажет его на Международном фестивале театральных искусств имени Достоевского в следующем году. Коллектив ждет ещё один приятный сюрприз — партнёр фестиваля, Театр на Страстном, на две недели предоставит труппе возможность работать в своем репетиционном зале, а три генеральных репетиции провести на основной сцене. При этом победитель «Перспективы» прошлого года, спектакль «86-е Мартобря», был тепло встречен и в Великом Новгороде, и в Старой Руссе.

По мнению Светланы БЕРДИЧЕВСКОЙ, театрального критика, программного директора фестиваля, большой успех имело ещё одно новшество этого года — семейная программа.
— На неё есть запрос. И мы будем дальше развивать это направление. Я также очень рада, что у фестиваля появился собственный продукт — спектакль-инсталляция «Николай Ставрогин. Пролог к премьере». Мы планировали показывать его несколько дней, но он вызвал такой зрительский интерес, что гости Дома-музея Достоевского в Старой Руссе смогут смотреть его и дальше, — добавила Светлана Бердичевская.
Аудиоспектакль-инсталляция будет доступен для просмотра до конца года. Кроме того, в 2026 году планируется создать аналогичный проект по спектаклю «Братья Карамазовы» Владимира Немировича-Данченко в старорусском музее этого романа.
Елена КИРИЛОВА, заместитель губернатора Новгородской области:
— Старая Русса, в которой 29 лет назад начиналась история фестиваля, и Великий Новгород — это не просто точки на карте, а подлинное жизненное пространство писателя. Именно в Старой Руссе он работал над романами «Братья Карамазовы», «Бесы». Фестиваль формирует образ места силы, где можно прикоснуться к Достоевскому, почувствовать атмосферу, в которой рождались его гениальные произведения. Подобный подход — возможность создать единое культурное пространство, узнаваемый региональный бренд. Безусловно, такая география — это организационный вызов. Но мы его приняли и превратили в преимущество. Выстраиваем программу так, чтобы она была удобна и для зрителей, и для коллективов, чтобы получалось красивое и динамичное театральное путешествие.
Теги: фестиваль, театр, Достоевский, Великий Новгород, Старая Русса















