Сразу скажем, что цитрусовая тема к следующему году и сезону имеет самое непосредственное отношение. Как афиша к спектаклю. Ведь это — «Лимонные мотыльки». Пьеса житейская, романтическая, добрая. А ещё — местного автора Алексея Будейчука.
Вот так, любительскому театру — без году неделя, а он уже вырастил в своих рядах ещё одного драматурга. Первым стал режиссёр, руководитель проектного офиса Дома народного творчества Боровичей Алексей ВЕДЯНИЧЕВ. Мы рассказывали о его «Вишневских» задолго до премьеры («Хирург, Драматург и Сопрано», «НВ», 19 марта 2025 года). Почему у нас трио, а у него дуэт? Как бы в сторонку отошёл Всеволод Вишневский, автор «Оптимистической трагедии», который, в отличие от Александра и Галины Вишневских, в прифронтовых госпитальных (и театральных!) Боровичах, возможно, и не бывал.
А бывал там из известнейших людей ещё и Дмитрий Язов — будущий министр обороны СССР. И встретил свою любовь.
Известное и неизвестное, персонажи подлинные и очень похожие на реальных людей того времени, а вместе — спектакль. В двух актах, с 30 актёрами. И с большим успехом. Первый спектакль собрал аншлаг. И началось то, что бывает «на бис»: ещё одно выступление, ещё, ещё… Неизменно при полном зале. Хотя зрелище, извините, не бесплатное. И всё равно ещё не все желающие смогли его увидеть. Поэтому в новом году будет ещё один спектакль, но уже наполовину благотворительный — для участников СВО и их семей.
Вообще, «Берега» уже вышли из берегов: театр съездил на гастроли. Пока в Любытино.
С комприветом
Была ещё поездка в Санкт-Петербург. Не гастрольная, правда, а поощрительно-познавательная — в Молодёжный театр на Фонтанке. Организованная предпринимателем Евгением Антоновым и Боровичским ДНТ.
— Немного коммунизма, — улыбнулся Ведяничев. — В лучшем смысле этого слова. Помню коллективные поездки ещё с советских времён. Но вот такой, как эта, ещё не было. Мы все почувствовали себя, как в сказке. Кстати, на Фонтанке был прогон спектакля по «Бруклинской сказке» Вуди Аллена. Не каждый режиссёр допустит посторонних на репетицию в канун премьеры. Но Семён Спивак дал нам возможность понаблюдать за процессом. А вечером мы посмотрели спектакль по знаменитой пьесе Александра Володина «Пять вечеров».
После этого кто-то погрузился в драматургию Володина, кто-то стал переписываться в соцсетях с актёрами Молодёжного театра…
— С самого начала главная идея состояла не в каком-то отдельном спектакле, а в возрождении в Боровичах театра, — продолжал режиссёр. — И у нас это получилось!
Алексей Николаевич торопился на собрание. На повестке дня — приём новеньких в труппу.

Мечты сбываются
Евгений АНТОНОВ попросил не называть его продюсером:
— Ребятам нравится, но я, скорее уж, попечитель.
Его детство пришлось на годы расцвета народного творчества. Занимался танцами в студии «Радуга». Всё было рядом — хореография, театр. А потом он закрылся. На долгие годы. А ведь культура — неотъемлемая часть развития территории. Несколько лет Антонов искал человека, с которым можно было бы возродить театр. Дело сдвинулось, когда в родной город вернулся профессиональный режиссёр Ведяничев.
— Встретив его, я сказал, что мне безумно жалко такой красивой истории, как городской театр.
Рассказал ему про «коммунистическое воспоминание» Алексея Николаевича.
Антонов рассмеялся:
— Знаете, у меня тоже есть старорежимное чувство — это чувство глубокого удовлетворения. У нас на глазах творится чудо. Любительский коллектив ставит классный спектакль на местном материале. Публика прекрасно его принимает. Хочется сделать нашу возрождённую театральную историю ещё шире. Это моё мнение, но я трансформировал бы ДНТ в Дом народного театра. Даже аббревиатуру менять не нужно.
Взгляд из зала
Ирина СТОЛБОВА, советник генерального директора Новгородского музея-заповедника:
— Самое удивительное для меня: нет ощущения, что играют любители. Там есть люди, выступавшие в самодеятельности, но для явного большинства спектакль «Вишневский и Вишневская» — полноценный дебют. И как они раскрылись! Как волшебно преобразились! Мне кажется, что непрофессионалу сделать это труднее. Ведь зал знает тебя совсем другим, да ты и есть другой. Например, актёр, игравший парикмахера, выдававшего себя за хирурга, в жизни — человек деликатный, негромкий. И вдруг — такой разгуляй!
Нет, он не Соломон
«Разгуляем» оказался Андрей КУЗНЕЦОВ, дизайнер-технолог фабрики игрушек «Мякиши»:
— Я точно не хирург, а что до парикмахера, то иногда могу подстричь. Знакомых, если просят.
— На сцене помогло?
— Разве что в финале пьесы, где я впервые появляюсь с ручной машинкой и делаю вид, что стригу.
— Вам понравилось делать вид, что вы Соломон Смулянский, довольно проходимистый мужчина?
— Не хотелось бы, чтобы люди подумали, будто это моё второе «я». Вообще, я в театре из уважения. Мой непосредственный руководитель Евгений Михайлович Антонов многое делает для города. Это он что-то такое во мне разглядел. У меня никаких актёрских амбиций не было.
— А теперь?
— А теперь интересно. Люди интересные, прекрасный коллектив. У меня уже другая роль появилась, в следующем спектакле я уже не аферист, а философ. Это мне ближе.
Так-то оно так, только проходимца-то в Любытине цветами задарили. Поди, не знали, что он хороший.
Ход конём
Наверное, главным бенефициаром боровичских премьер можно назвать Алексея БУДЕЙЧУКА — того самого актёра, который теперь ещё и драматург.
— Алексей, а почему всё же мотыльки у вас лимонные?
— Потому что просто мотыльки — это заезжено. А в пьесе фигурирует лимонное дерево.
— И оно превращает их тоже в лимонных. Понятно. Это такой боровичский подвид?
— Конечно. Но за точным ответом будет лучше сходить на спектакль.
— Который расскажет…
— …о людях, стремящихся к искусству. Несмотря на помехи, на неверие окружающих.
По словам Алексея, он никогда не писал пьес. Были стихи, рассказики, сценарии под заказ, но что-то заточенное под театр…
— Сподвигли общее воодушевление по поводу нашего дебюта и некий творческий ступор: а что дальше? У меня были идеи на тему нашего времени, и я вызвался написать.
Между прочим, наступающий 2026-й — его год. Год Лошади.
Проект «Гортеатр. Возрождение» реализуется на базе Дома народного творчества при поддержке комитета по внутренней политике Новгородской области и под патронажем предпринимателя Евгения Антонова.
















