Среда, 24 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

А теперь лимончику, пожалуйста!

Боровичский театр «Берега», пережив успех дебютного спектакля «Вишневский и Вишневская», учит новые роли

Сцена из премьерного спектакля «Вишневский и Вишневская».

Сцена из премьерного спектакля «Вишневский и Вишневская».

Фото: Юрия АБРАМОВА

Сразу скажем, что цитрусовая тема к следующему году и сезону имеет самое непосредственное отношение. Как афиша к спектаклю. Ведь это — «Лимонные мотыльки». Пьеса житейская, романтическая, добрая. А ещё — местного автора Алексея Будейчука.

Вот так, любительскому театру — без году неделя, а он уже вырастил в своих рядах ещё одного драматурга. Первым стал режиссёр, руководитель проектного офиса Дома народного творчества Боровичей Алексей ВЕДЯНИЧЕВ. Мы рассказывали о его «Вишневских» задолго до премьеры («Хирург, Драматург и Сопрано», «НВ», 19 марта 2025 года). Почему у нас трио, а у него дуэт? Как бы в сторонку отошёл Всеволод Вишневский, автор «Оптимистической трагедии», который, в отличие от Александра и Галины Вишневских, в прифронтовых госпитальных (и театральных!) Боровичах, возможно, и не бывал.

А бывал там из известнейших людей ещё и Дмитрий Язов — будущий министр обороны СССР. И встретил свою любовь.

Известное и неизвестное, персонажи подлинные и очень похожие на реальных людей того времени, а вместе — спектакль. В двух актах, с 30 актёрами. И с большим успехом. Первый спектакль собрал аншлаг. И началось то, что бывает «на бис»: ещё одно выступление, ещё, ещё… Неизменно при полном зале. Хотя зрелище, извините, не бесплатное. И всё равно ещё не все желающие смогли его увидеть. Поэтому в новом году будет ещё один спектакль, но уже наполовину благотворительный — для участников СВО и их семей.

Вообще, «Берега» уже вышли из берегов: театр съездил на гастроли. Пока в Любытино.

С комприветом

Была ещё поездка в Санкт-Петербург. Не гастрольная, правда, а поощрительно-познавательная — в Молодёжный театр на Фонтанке. Организованная предпринимателем Евгением Антоновым и Боровичским ДНТ.

— Немного коммунизма, — улыбнулся Ведяничев. — В лучшем смысле этого слова. Помню коллективные поездки ещё с советских времён. Но вот такой, как эта, ещё не было. Мы все почувствовали себя, как в сказке. Кстати, на Фонтанке был прогон спектакля по «Бруклинской сказке» Вуди Аллена. Не каждый режиссёр допустит посторонних на репетицию в канун премьеры. Но Семён Спивак дал нам возможность понаблюдать за процессом. А вечером мы посмотрели спектакль по знаменитой пьесе Александра Володина «Пять вечеров».

После этого кто-то погрузился в драматургию Володина, кто-то стал переписываться в соцсетях с актёрами Молодёжного театра…

— С самого начала главная идея состояла не в каком-то отдельном спектакле, а в возрождении в Боровичах театра, — продолжал режиссёр. — И у нас это получилось!

Алексей Николаевич торопился на собрание. На повестке дня — приём новеньких в труппу.

Боровичане побывали на генеральной репетиции в Молодёжном театре на Фонтанке. «Бруклинская сказка» — это здорово. Но у них есть и своя. Фото из архива театра «Берега»

Мечты сбываются

Евгений АНТОНОВ попросил не называть его продюсером:

— Ребятам нравится, но я, скорее уж, попечитель.

Его детство пришлось на годы расцвета народного творчества. Занимался танцами в студии «Радуга». Всё было рядом — хореография, театр. А потом он закрылся. На долгие годы. А ведь культура — неотъемлемая часть развития территории. Несколько лет Антонов искал человека, с которым можно было бы возродить театр. Дело сдвинулось, когда в родной город вернулся профессиональный режиссёр Ведяничев.

— Встретив его, я сказал, что мне безумно жалко такой красивой истории, как городской театр.

Рассказал ему про «коммунистическое воспоминание» Алексея Николаевича.

Антонов рассмеялся:

— Знаете, у меня тоже есть старорежимное чувство — это чувство глубокого удовлетворения. У нас на глазах творится чудо. Любительский коллектив ставит классный спектакль на местном материале. Публика прекрасно его принимает. Хочется сделать нашу возрождённую театральную историю ещё шире. Это моё мнение, но я трансформировал бы ДНТ в Дом народного театра. Даже аббревиатуру менять не нужно.

Взгляд из зала

Ирина СТОЛБОВА, советник генерального директора Новгородского музея-заповедника:

— Самое удивительное для меня: нет ощущения, что играют любители. Там есть люди, выступавшие в самодеятельности, но для явного большинства спектакль «Вишневский и Вишневская» — полноценный дебют. И как они раскрылись! Как волшебно преобразились! Мне кажется, что непрофессионалу сделать это труднее. Ведь зал знает тебя совсем другим, да ты и есть другой. Например, актёр, игравший парикмахера, выдававшего себя за хирурга, в жизни — человек деликатный, негромкий. И вдруг — такой разгуляй!

Нет, он не Соломон

«Разгуляем» оказался Андрей КУЗНЕЦОВ, дизайнер-технолог фабрики игрушек «Мякиши»:

— Я точно не хирург, а что до парикмахера, то иногда могу подстричь. Знакомых, если просят.

На сцене помогло?

— Разве что в финале пьесы, где я впервые появляюсь с ручной машинкой и делаю вид, что стригу.

Вам понравилось делать вид, что вы Соломон Смулянский, довольно проходимистый мужчина?

— Не хотелось бы, чтобы люди подумали, будто это моё второе «я». Вообще, я в театре из уважения. Мой непосредственный руководитель Евгений Михайлович Антонов многое делает для города. Это он что-то такое во мне разглядел. У меня никаких актёрских амбиций не было.

А теперь?

— А теперь интересно. Люди интересные, прекрасный коллектив. У меня уже другая роль появилась, в следующем спектакле я уже не аферист, а философ. Это мне ближе.

Так-то оно так, только проходимца-то в Любытине цветами задарили. Поди, не знали, что он хороший.

Ход конём

Наверное, главным бенефициаром боровичских премьер можно назвать Алексея БУДЕЙЧУКА — того самого актёра, который теперь ещё и драматург.

Алексей, а почему всё же мотыльки у вас лимонные?

— Потому что просто мотыльки — это заезжено. А в пьесе фигурирует лимонное дерево.

И оно превращает их тоже в лимонных. Понятно. Это такой боровичский подвид?

— Конечно. Но за точным ответом будет лучше сходить на спектакль.

Который расскажет…

— …о людях, стремящихся к искусству. Несмотря на помехи, на неверие окружающих.

По словам Алексея, он никогда не писал пьес. Были стихи, рассказики, сценарии под заказ, но что-то заточенное под театр…

— Сподвигли общее воодушевление по поводу нашего дебюта и некий творческий ступор: а что дальше? У меня были идеи на тему нашего времени, и я вызвался написать.

Между прочим, наступающий 2026-й — его год. Год Лошади.

Проект «Гортеатр. Возрождение» реализуется на базе Дома народного творчества при поддержке комитета по внутренней политике Новгородской области и под патронажем предпринимателя Евгения Антонова.

Теги: Боровичи, театр, Берега

РЕКЛАМА

Еще статьи

Алиса идёт на Север

Алиса идёт на Север

Худрук театра «Малый» Надежда Алексеева — о новогоднем спектакле, фестивальных успехах и планах на 2026 год

24.12.2025 | Культура

Начало чуда

Начало чуда

В областном центре открылось новое арт-пространство, а в нём — выставка нового творческого объединения

17.12.2025 | Культура

Как зубы почистить

Как зубы почистить

Почему качественный блогинг — это образ жизни, а не работа?

17.12.2025 | Культура

Князь Рус и его супруга Полина

Князь Рус и его супруга Полина

Рукодельница из Старой Руссы Елена Ческидова стала финалистом Всероссийского конкурса ватного мастерства

10.12.2025 | Культура

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура