Пятница, 19 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Это вам не лапти плести

{thumbimage 150px 1} Почему новгородские мастера всё чаще не выдерживают конкуренции со штампованной массовкой, какие ремёсла на Новгородчине переживают сейчас второе рождение, читателям «НВ» рассказывает Владимир ЯРЫШ, руководитель студии «Новгородская береста», член Союза художников России.
- Владимир Иванович, Новгород - признанный берестяной центр: мы на бересте издревле писали...
 
Плели из неё, изготавливали домашнюю утварь, использовали в строительстве. Неудивительно, что это ремесло и сегодня является ведущим в области. А какими ещё направлениями народного искусства занимаются нынешние мастера?
- Берестяное ремесло у нас развито лучше других, также активно развиваются ткачество, народная кукла, резьба по капу, дереву, лоскутное шитьё, плетение из бисера, ивового прута. Но это лишь малая доля того, чем занимались наши предки. А вот плетение лаптей, которое совсем недавно ещё присутствовало в нашей области в виде крестьянского ремесла, кажется, ушло безвозвратно. Плоховато дело обстоит и с бондарями.
- Что же может в таком случае способствовать возрождению, развитию ремёсел? Последнее время говорят о Первой областной выставке народного искусства, подготовка к которой идёт сейчас полным ходом.
{thumbimage 150px 1}- Да. Идея её проведения давно назрела. Определённым толчком явилась Всероссийская выставка «Современное народное искусство России», три года назад прошедшая в Вологде. Пожалуй, за последние 20 лет это была первая выставка народного искусства такого уровня. Из Новгородской области на ней, к сожалению, никто не был представлен - но не потому, что наши работы уровнем не подошли, мы организационно плохо сработали.
Но разговор не об этом. Тогда в рамках выставки прошла конференция о проблемах развития народного искусства. Это и нас вдохновило посмотреть, что же происходит в области, какого вида мастера работают, в какой технике. Какие направления представлены широко, а какие, наоборот, надо поддержать, развивать или даже возрождать. И самое главное, хотелось бы показать наших мастеров во всей красе, подвергнуть их «суду зрителей», дать экспертную оценку их работам.
Сейчас у нас в области лишь 13 человек имеют звание «народный мастер». И почти все они живут и работают в Великом Новгороде. Из них всего пятеро являются членами Союза художников. Чтобы обеспечить развитие народного искусства более весомо, нужно, чтобы число народных мастеров было как минимум в три раза больше, да и представительство их в Союзе художников было более весомым.
Неформальной культурой, самобытными мастерами в регионах традиционно занимаются дома народного творчества. Они, по идее, и призваны проводить выставки в таком направлении. Проводят, но в большинстве случаев любительские. Профессиональные у них не всегда получаются, тем более в небольших городах. В этом случае лучше объединять усилия нескольких учреждений культуры. По этому пути мы и пошли, предложив взяться за организацию выставки специалистам из областного Дома народного творчества, Государственного музея художественной культуры Новгородской земли под профессионально-творческим началом представителей Новгородского отделения Союза художников России.
Одни владеют информацией о мастерах в районах, другие в состоянии предоставить выставочный зал, а третьи - оценить работы как эксперты. В настоящий момент Положение о выставке утверждено и разослано по всем населённым пунктам области. Чтобы упростить отбор работ на выставку, мастерам надо будет прислать по электронной почте в выставком их фотографии.
- Можно ли сказать, что Великий Новгород помимо родины России является еще и родиной берестяного ремесла?
- Это очень спорный вопрос. Береста для Новгорода всегда была значима, особенно с точки зрения информации. Берестяные грамоты, найденные на раскопках в областном центре, - яркое тому свидетельство. Но береста как материал и ремесленное творчество сегодня пока изучено не достаточно. И мало кто знает, что параллельно с письменными посланиями в культурных слоях древнего Новгорода добыты сотни берестяных фрагментов различной домашней утвари, которая изготавливалась в средние века в массовом порядке.
Как известно, к моменту расселения славян на территории нашей области здесь уже обитали финно-угорские племена. Это ведь была зона широкого распространения берёзовых лесов. И я полагаю, что уже в то время эти племена  владели техникой работы по бересте. Хотя сказать точно, где и когда впервые что-то сплели или сделали из бересты, сложно. Например, берестяные туески, найденные в Северном Китае и Норвегии, насчитывают три тысячи лет. В истории культуры много фактов, когда одни и те же вещи появлялись в разных странах примерно в одно и то же время. Возможно, и с берестяным ремеслом происходили такие же процессы.
Изучая этот вид ремесла в мировом контексте, я могу сказать, что только в Сибири было около трёх десятков народностей, которые занимались берестяным творчеством. Но они не плели из бересты так же, как в Северном
Китае или в Америке, а делали различного рода контейнеры, короба для хранения сыпучих продуктов и жидкостей, сшивая цельные пласты бересты конским волосом, корнем или сухожилием. Одно из объяснений этому кроется в свойствах березовой коры тех мест - она толстая, мягкая, пластичная. Тогда как на деревьях, произрастающих в европейской части России, в скандинавских странах, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литве, Беларуси и Украине, кора на берёзах тоньше, более тугая, легче расслаивается и подходит для плетения больше. Таким образом, всё мировое берестяное ремесло можно разделить на изготовление изделий из пластовой бересты и плетёные. Но, очевидно, родоначальником этого вида ремёсел Россия не является.
- Какие изделия характерны для Великого Новгорода в берестяном ремесле?
{thumbimage 150px 1}- Если рассматривать специфику плетеных вещей, сделанных в новгородском крае и на Северо-Западе в целом, то это будет группа приблизительно похожих объектов. Все определялось нуждами крестьянства. Открыв свойства коры, люди использовали её одинаково: плели обувь, корзины, бутылеобразные сосуды для хранения сыпучих продуктов, солонки и даже делали музыкальные инструменты - пастушьи рожки. Здесь особого разнообразия не было.
Но наблюдаются и отличия. Например, в карело-финском эпосе водоплавающая птица занимала центральное место, поэтому на северо-западе России солонки в виде утицы были чрезвычайно распространены, но в Новгородской и Псковской областях их не находят.
С одной стороны, берестяное ремесло можно назвать русской традицией, но в то же время эта традиция заимствована. Есть, конечно, какие-то предпочтения в оформлении у новгородских крестьян по сравнению с архангельскими или вологодскими, небольшие отличия в форме, но генеральное русло всегда было одинаковым.
Одно можно сказать точно: в Новгородской области ярко выраженного берестяного промысла в каком-то отдельном месте не сложилось. А вот в бывших новгородских землях, например, в Великом Устюге, берестяное ремесло промыслом стало. Это знаменитая Шемогодская прорезная береста.  Или на Урале, в Нижнем Тагиле, где на момент революции делали до ста тысяч туесков в год.
Здесь особняком стоит древний Новгород. В нашем городе в период с X по XV века делали множество берестяных изделий. И характерной особенностью древненовгородских вещей был орнамент, прочерченный циркулем или выполненный в форме плетёнки. Интересно, но в древнем Новгороде плетением занимались мало, а делали в основном шкатулки, лукошки, короба из цельных пластов бересты. Почему так произошло, пока трудно сказать.
Другое дело, чему отдают предпочтение современные мастера. Сегодня из бересты делают украшения: бусы, брошки, заколки для волос. Но это не находит подтверждения в этнографии: крестьяне их не делали, это не могло быть их традиционным ремеслом. Это всё стилизация, рассчитанная на  туристов.
И турист, приехав в наш город, должен увезти на память для себя что-то значимое, связанное с историей города на Волхове. Например, в Новгороде около сотни мастеров, работающих с берестой, другой вопрос, что они в основном делают сувениры и особенно не задумываются по поводу исторических корней того, что производят и, конечно же, не занимаются реконструкцией древних образцов - делают то, что народ покупает. Ну и слава Богу. Потому что сувенирное творчество - неотъемлемая часть туристической среды. И сувенирный продукт должен существовать параллельно с тем, что делают мастера, занимающиеся изучением этого вида ремесла.
- При этом сегодня мы наблюдаем удивительную картину: 15% сувенирной продукции, отражающей новгородскую тематику и продаваемой на новгородском рынке, - из Китая...
{thumbimage 150px 1}- К сожалению, это уже давно не секрет. И торговцы сувенирами этого не скрывают. Потому что это сложившаяся система работы: из Санкт-Петербурга приезжает человек, собирает заказы, в северной столице всё аккумулируется и отправляется в Китай, где быстро делают нужный продукт и переправляют обратно. Как правило, это массовый сувенир: брелоки, кружки, магниты, с изображением памятников города.
- Получается, что авторский сувенир можно приобрести только у мастера в мастерской?
- Почти что так. Если, конечно, вести речь о добротном произведении народного искусства, что тоже может быть сувениром. Но основной поток сувенирной продукции поступает к нам централизованно - из Москвы с вернисажа в Измайлове. Измайловский комплекс - это фактически сувенирный Черкизон. Это один из каналов поставки сувениров в Новгород. Но они же едут туда не с пустыми руками: собирают всё, что делают новгородские мастера. Новгородские предприниматели везут туда один товар, забирают - другой. Как правило, это опять-таки бросовый сувенирный продукт.
Но это не есть подлинное ремесленное творчество с исторической основой. Они ведь делают только то, что можно изготовить побыстрее и повыгоднее продать. И если говорить о берестяном ремесле, то это, как правило, предметы на клею, которые можно делать по 50-100 штук в день. Если вы делаете, например, туесок, то у вас на это может уйти несколько дней. Но вы же не в состоянии его продать за приличные деньги на туристических развалах. Произведения народного искусства, как полотна художника, могут быть оценены только на специализированных мероприятиях - выставках, фестивалях, но никак не на сувенирных лотках или на земле у кремля!
Но если вы пойдёте к тем же сувенирным домикам, что стоят у нас на Сенной площади, вы, конечно, найдёте много берестяных изделий: начиная от брелоков, заканчивая сумками и рожками - «родом» они будут из Сибири. Там почти нет  новгородского продукта из бересты - всё привозное. Оно российское, но не местное.
- И что же: с таким положением дел нужно смириться?
- Зачем мириться? Сувенирно-туристическое направление - одна отрасль деятельности. Серьёзное освоение традиционных народных ремёсел - другое. Надо «развести» эти понятия, хотя у них и много точек соприкосновения. У нас в городе достаточно возможностей, чтобы влиять на благотворный процесс развития истинных ремёсел. Задуманная выставка - один из «инструментов» такого влияния. Она способна показать нам прекрасные перспективы развития в данном направлении: поддержать тех мастеров, которые активно занимаются освоением огромного историко-культурного наследия новгородских земель.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.04.2024 года