Новгородский библиотекарь проехала почти всю область, чтобы снять панорамное видео труднодоступных ландшафтов
Современному библиотекарю нужно уметь ориентироваться не только в каталогах, но и в информационном потоке. В идеале — не просто разбираться в контенте, но и создавать его, а ещё уверенно владеть навороченным компьютерным оборудованием.
У сотрудников электронной библиотеки «Муравейник» в распоряжении имеется профессиональная панорамная камера Insta Pro2 для создания VR-видео, которую они смогли приобрести на средства президентского гранта. С помощью камеры в этом году было снято 15 видеороликов формата 360° для эколого-просветительского проекта «Услышать голос леса». Один из его авторов, директор «Муравейника» Дарья КАРПОВА с этой очень дорогой штукой побывала на территориях заказников и памятников природы Новгородской области. «НВ» поговорили с ней о том, как проходил процесс съёмок, для чего понадобится отснятый материал.
— Дарья, в чём основной посыл проекта?
— Сделать видеоролики, показывающие труднодоступные особо охраняемые природные территории (ООПТ). Камера работала в Холмском, Любытинском, Маловишерском, Пестовском, Мошенском, Крестецком, Окуловском, Старорусском, Шимском, Боровичском, Новгородском районах, а также в Солецком округе. Проект рассчитан на детей и подростков, которые через технологии VR могут погрузиться в мир живой природы.
— Зачем нужно было ездить практически по всей области? Природа-то у нас везде одинаковая, можно было бы ограничиться окрестностями Великого Новгорода.
— Когда работа только начиналась, наша команда тоже так думала. Но в границы области входят и низменность, и возвышенность. Геологический памятник Ильменский глинт, где отвесный берег будто срезан ножом и видны отложения ледникового периода, напоминает морской пейзаж. Эффектно смотрится ступенчатый водопад на реке Чалпа в Боровичском районе. А в муравьином микрозаказнике «Зелёниха» в Окуловском районе чувствуешь себя как в сказке, там открываются фантастические картины в тёплое время года — зелёный мох в голубой дымке. На его территории я увидела муравейник высотой с мой рост — 1,6 метра. Приятно поразило, что там следят за порядком.
— А как в других ООПТ области?
— Расстроил парк деревни Велебицы в Солецком районе. Он замусорен и сильно зарос — нельзя определить, где же собственно усадебный парк, а где природная территория. По тропкам приходилось буквально пробираться. А чтобы снять минеральный источник в Сольцах, пришлось потратить полтора часа на уборку бытового мусора вокруг него. И у нашей съёмочной группы было много таких мест, где мы сначала убирали, потом снимали.
В рамках проекта мы проводим мероприятия для школьников, где они знакомятся с природными достопримечательностями области. Для нас важно, чтобы слова «охрана природы» обрели для них осознанный смысл.
— Ограничивались только съёмками природы?
— Поскольку конёк нашей библиотеки — историко-культурное краеведение, то мы не могли не отразить и эту сторону. Например, в ролике про Велебицы упомянули, что там произошла Шелонская битва, в ролике про озеро Гверстяница — о том, что рядом проходил старинный тракт. Церковь на Бронницкой горе у нас отснята целиком и полностью, внутри и снаружи. В VR-шлеме у человека будет ощущение, что он находится в храме.
— Интересно, а как люди реагировали на съёмку?
— Негативной реакции не было. Вид у нашей камеры необычный — небольшой шар с двумя антеннами. И некоторые люди почему-то предполагали, что она измеряет уровень асфальтового покрытия. В Малой Вишере к нам подошёл мужчина и, узнав, чем мы занимаемся, стал говорить на камеру, что бы он хотел изменить в области и стране. В Крестцах, когда мы снимали самолёт — памятник авиаторам, местные жители поинтересовались: а не связаны ли наши действия с тем, чтобы снести его? Как правило, люди, когда понимали, в чём смысл нашей работы, что она не для галочки, а для пользы, всегда откликались на наши просьбы. Так, путь к Савинским дубравам, которые мы уже отчаялись найти, нам указали работники местной фермы.
— Что удивляет школьников, когда они смотрят ваши ролики?
— VR-шлемы рекомендуются для подростков старше 12 лет. Детсадовцы смотрят наши видеоролики на трёх экранах, создающих полусферу. С одной стороны, современных детей удивить сложно, в том числе и VR-технологиями. Но когда школьники видят, как в них предстаёт Великий Новгород, к улицам которого они давно привыкли, и другие новгородские достопримечательности, начинают осознавать их ценность, они становятся для них интересны. И на вопрос: «Как поместили видео в шлем?» отвечали много раз.