Хозяйство Владимира Анатольевича находится в деревне Глухово. Вопреки названию до нее от большака рукой подать - чуть больше двух километров по асфальтовой дороге.
- Но это сейчас наша деревня так называется, и есть две красивые улицы - Молодежная и Зеленая. А ведь когда-то это был Глухой Остров. При царе он был местом ссылки, - рассказывает Владимир Корныльев.
Не везло Глухову и при советской власти. Деревню признали неперспективной, поэтому даже радио сюда не провели. Правда, в 1980-х, чтобы богатые по плодородию земли вокруг Глухова не зарастали, было решено создать здесь бригаду. За одно лето сразу появилось десять одноквартирных трехкомнатных домов. Скотный двор построить не успели - началась перестройка.
Из тех, кто обживал деревню в те годы, сейчас в ней осталось немного, на пальцах одной руки можно пересчитать.
- Я их не осуждаю. Каждый ищет, где ему лучше. Одни полагают, что счастье - в городе, а мне здесь неплохо живется. Выгляжу не хуже своих сверстников, которые из Питера приезжают в нашу деревню. По-крайней мере таблетки не ношу в кармане, - рассуждает Владимир Анатольевич.
- И к вам никогда не подкрадывалось желание уехать отсюда? - задаю прямой вопрос.
- По-честному? Представьте, ни разу. Ходить по асфальту никогда не хотел. Еще когда учился в сельхозтехникуме, мечтал, как бы поскорее его окончить и выбраться из города, - заявляет он.
И тут же мой собеседник добавляет, что будь такое желание, мог бы давно перебраться в город к матери, у которой большая квартира. На худой конец, одной только его сегодняшней сельхозтехники хватило бы, чтобы на вырученные деньги от ее продажи в городе обзавестись хорошим жильем.
- Я себя не мыслю без этого тихого уголка. Прислушайтесь, как в перелеске заливаются соловьи, каким ароматом трав наполнен воздух! Этим живу. Одно плохо - комары. Нехорошие твари, донимают, - говорит Владимир Анатольевич.
Любовь к этому краю он привил и своим детям. Старший сын, Роман, в университете учится.
- Я даже намека не подавал на то, чтобы он после школы здесь остался, не настаивал, чтобы Роман сюда возвращался после университета с дипломом инженера-строителя. Пусть сам решает. Как говорится, флаг в руки, барабан на шею и - вперед! Езжай хоть в Голливуд, но там рассчитывай на себя, а здесь я помогу ему встать на ноги, - продолжает Владимир Анатольевич.
Роман решил строить свой дом на краю Глухова. Земельный участок для хозяйства уже выделен, и можно предположить, что Роман здесь развернет собственный бизнес и пустит корни.
{thumbimage 150px 1}Кроме Романа, в семье Корныльевых еще четырехлетняя Оленька и Марина, окончившая в этом году девятый класс.
- Это мои помощницы. Даже не могу себе представить, как бы я без них обходилась. Оленька с маленьким ведерком ходит со мной коров доить, в доме прибирает, уже научилась писать, детский компьютер осваивает. Марина не по годам рассудительная и самостоятельная. На нее хозяйство можно оставить, зная, что скотина вовремя будет накормлена, ухожена... - говорит мать этих чудесных детей Марина Александровна.
В том, что они именно такие, мы вскоре убедились, увидев, как дочь Марина верхом на лошади мчалась по цветущему лугу.
- Еще когда ей было лет десять, она меня слезно просила купить ей лошадь. Я пообещал, что как только она подрастет, то ее желание сбудется. И вот два года назад мы в Сольцах купили этого вороного. Сколько радости было! Так теперь чуть ли не спит с Волгой, так называют лошадь. Как она увидит Марину, так тут же бежит к ней за угощением, - гордится Владимир Анатольевич.
Впрочем, не только Волгой научилась управлять Марина, но и автомобилем, а в прошлогодний сенокос все сено с поля в сарай перевезла на тракторе. Конечно, хозяину подворья хотелось бы, чтобы и дочери здесь остались, но вперед он не загадывает. Кто знает, как сложится жизнь Марины и Оленьки, но его радует, что они не из-под палки, а с желанием берутся за посильный крестьянский труд. Значит, толк будет...
Природой сыт не будешь
{thumbimage 150px 1}О Глухове, как и о других близлежащих деревнях, можно много рассказывать - о живописных местах, о замечательных людях, живших здесь, но красотами и воспоминаниями сыт не будешь. Чем же на жизнь, причем не бедную, зарабатывает Владимир Корныльев?
- Поверьте, я себе не могу представить мужика, который не способен в деревне прокормить семью. Разве что это лодырь или отпетый пьяница. Работы - море, только не ленись. У меня день начинается поздно, по меркам некоторых, - в семь утра, но заканчивается в двенадцать, а то и в час ночи. Дел невпроворот, и не просто дурная работа, не приносящая денег, а выгодная, - говорит Владимир Анатольевич.
Хозяйство у Корныльевых не зациклено на каком-то одном направлении в производстве. В условиях рынка, считает Владимир Анатольевич, это большой риск, можно погореть, поэтому надо нос держать что называется по ветру и заниматься тем, что выгодно, создавая для страховки дополнительные производства. Вот почему он наряду с коровами держит телочек и бычков. От коровушек уже сегодня есть доход, а подрастающий молодняк - работа на перспективу, денежки от него будут спустя какое-то время. Еще он занимается выращиванием картофеля. В этом году для разгона посадил один гектар, и если осенью за продукцию дадут хорошую цену и не будет хлопот с ее реализацией, то Корныльев готов сажать и 12 гектаров, ведь пустующей земли в округе море.
- А на чем еще вы зарабатываете?
- Долго перечислять все то, что делаю. Слава Богу, голова на плечах и руки на месте. Дома, бани, когда есть свободное время, рублю, гаражи и сараи строю. Но времени на это катастрофически не хватает, - сетует Владимир Корныльев. - Вот недавно в своем хозяйстве посевную закончил, кроме того, с сыном работал на посевной в сельхозпредприятии «Передольское». Там посеяли по 170 гектаров яровых культур.
Кстати, это не первый сезон, когда «Передольское» обращается к Корныльеву с просьбой пособить. Прошлой весной Владимир Анатольевич с сыном засеяли по 180 гектаров. Разумеется, они получают от руководства сельхозпредприятия не только слова благодарности, но и неплохие деньги.
Еще одна, и существенная статья дохода у Корныльева - работа в лесу. Имеющего специальное образование, трактор, бензопилу и золотые руки, Владимира Анатольевича предприниматели чуть ли не разрывают на части, донимая своими предложениями поработать на валке леса. Когда выпадает возможность, и сын ему помогает.
- Не только неплохие деньги прельщают идти работать в лес с ноября до конца марта, но и еще одна выгода: кроме наличных, в виде натуроплаты мне дают лес, который пилю на доски для замены полов, изгородей. Не будь этого леса, порядка 35 тысяч рублей пришлось бы на него потратить в год. Согласитесь, немалая сумма, - сказал Владимир Анатольевич.
- Мы все с вами о работе, деньгах... А кроме этого, чем вы еще живете? Особенно в длинные зимние вечера, - спрашиваю я его под конец беседы.
- Вы полагаете, что нам здесь скучно и на уме одни коровы, мысли о том, как сена побольше заготовить? Это не так. Вот на стеллаже подшивка журнала «Мировая авиация». Его выписываю не один год и от корки до корки читаю. Еще люблю читать о лошадях, о бронетанковой технике, о лесе. Сказать вам одну любопытную деталь, которую вычитал? Самая большая в мире елка охватом в 5,5 метра где растет? На юге Германии, ее высота 65 метров. Могу рассказать, как в России, в мире зарождалось вертолетостроение. В свои 46 лет мне интересно познавать новое, иначе скучно, неинтересно будет жить.
Фото автора