Продукты своей интеллектуальной деятельности новгородцы защищать не торопятся
Защитить свой бизнес от посягательств чужаков можно с помощью фирменного наименования, товарного знака или коммерческого обозначения (КО). Последнее для России - новый вид интеллектуальной собственности.
- Коммерческое обозначение - это средство индивидуализации предприятий, которое может быть использовано без государственной регистрации, - рассказывает Лариса ПЕКУХИНА, представитель Новгородской торгово-промышленной палаты (НТПП).
В Новгородской области проект по регистрации КО начал работать с 1 января. Однако им уже давно пользуются некоторые компании в России, например, фирма «Тандер» имеет КО «Магнит».
Помимо этого КО не подлежит обязательному включению в учредительные документы, то есть бюрократических хлопот с ним минимум. Правда, бизнесмены не слишком им интересуются.
- Пока новое кафе или магазин с аналогичным названием не появится на соседней улице, хозяин заведения с «раскрученным» именем вряд ли задумается о защите своей интеллектуальной собственности, - говорят в НТПП. - Тем не менее, если в споре этих двух магазинов дело дойдёт до суда, выиграет тот, кто докажет своё первенство в использовании КО.
Новгородская ТПП предлагает вносить КО в специально созданный для этого реестр. После этого общаться с человеком, желающим «поживиться» на вашей интеллектуальной собственности, будет значительно проще. Правда, нахождение в реестре ежегодно нужно подтверждать, а это от 800 до
1 тыс. рублей.
Впрочем, если денег на регистрацию жалко, защитить свою интеллектуальную собственность можно и самостоятельно. Например, создать досье на использование КО, подтверждающее, что вы его использовали в этом году. Туда должны войти рекламные проспекты, счета оплаты, все те документы, в которых фигурирует ваше КО. В случае разбирательства дела в суде принципиальной разницы между тем, самостоятельно ли собраны документы или КО находится в реестре, нет.
Для Великого Новгорода судебные разбирательства по поводу КО на сегодняшний день большая редкость, тем не менее, по словам Ларисы Пекухиной, смысл в регистрации всё же есть. «Это определённый уровень предпринимательской деятельности - не просто купить-продать, а грамотно строить бизнес. Кроме того, КО - это ещё и нематериальный актив, который при хороших бизнес-показателях имеет высокую цену в случае продажи».
Сегодня в реестре НТПП находятся семь предприятий, зарегистрировавших КО. Среди них сеть магазинов «Выбор» и «Автомир», стоматологическая клиника «Знаменка», магазин детской одежды «Егоза», ещё часть предпринимателей занимаются подготовкой необходимых документов.
Мария КЛАПАТНЮК