Тема тушения пожаров, их обнаружения была широко представлена и на специальной экспозиции в одном из залов дворца. И это не случайно. Жаркое лето 2010 года, когда в стране было зафиксировано 33,5 тысячи лесных пожаров, а в семи регионах пришлось вводить режим чрезвычайной ситуации, обозначило необходимость системных преобразований по предупреждению возникновения и ликвидации пожаров. Виктору Зубкову показали не только компактные ранцевые огнетушители, легкие и простые в обращении переносные мотопомпы, но и беспилотный летательный аппарат, который в радиусе 25 километров обнаруживает очаги возгорания и передает их координаты в компьютерный центр.
Особенно первый вице-премьер заинтересовался использованием при тушении пожаров специально подготовленных парашютистов, работе которых был посвящен отдельный стенд. Начальник государственного учреждения «Авиалесоохрана» Николай КОВАЛЕВ рассказал первому вице-премьеру, что, использование прошлым летом самолета Ан-2 с парашютистами, оснащенными средствами тушения пожаров, дало очень хороший эффект. «В этом случае быстро обнаруживается очаг возгорания, тут же на парашютах спускаются огнеборцы и выполняют свое дело», — подытожил Николай Ковалев. «А много сегодня у нас таких парашютистов?» — поинтересовался Виктор Зубков. «Пока две тысячи, а надо по стране иметь порядка 12000», — ответил Ковалев. Виктор Зубков обращается к руководителю Федерального агентства лесного хозяйства Виктору МАСЛЯКОВУ: «Надо совместно с главами регионов подготовить такое количество специалистов, создав соответствующую базу. В данном случае пожары сможем не только оперативно обнаруживать, но и быстро ликвидировать».
Вопросы профилактики и борьбы с лесными пожарами прозвучали и в выступлении первого вице-премьера на совещании. Он отметил, что лесные пожары прошлого лета высветили необходимость системных преобразований в сфере управления лесами. Указом президента страны Рослесхоз был переведен в прямое подчинение российскому правительству и получил пакет новых полномочий, включая выработку государственной политики в сфере лесных отношений и участие в нормотворческой деятельности. Кардинальные меры наглядно доказали, что лесной комплекс находится в зоне повышенного внимания высшего руководства страны.
Вслед за политическими решениями последовали конкретные шаги по поддержке отрасли. По заявлению Виктора Зубкова, в текущем году объем финансирования лесного хозяйства страны увеличится по сравнению с прошлогодним уровнем в 1,5 раза и составит 25,5 миллиарда рублей. Следует заметить, что за последние годы ни разу не выделялось столько средств в этот важнейший сектор экономики.
Вопрос из вопросов — повышение эффективности управления лесами. Это происходит через усиление координирующей функции федерального лесного органа и соглашения о взаимодействии с регионами. Федеральное агентство лесного хозяйства сделало ставку на программно-целевую модель управления. Регионы, которые почувствовали самостоятельность в выборе конкретной тактики по решению стратегических задач отрасли, получили дополнительную мотивацию через реализацию совместных с Рослесхозом программ. Ответственность плюс инициативность, отметил Виктор Зубков, — примерно так можно определить принципы, которые легли в основу партнерских отношений между территориями и Рослесхозом. Параллельно Федеральное агентство лесного хозяйства намеренно осуществлять жесткий контроль за использованием субъектами Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений и расходованием федеральных средств.
Первый вице-премьер подчеркнул, что новые возможности, которые открылись регионам, вовремя осознавшим перспективность программно-целевой системы управления, связаны с решением двух главных проблем отрасли — охраной лесов от пожаров и лесовосстановлением. Накануне пожароопасного периода особую актуальность приобретает оснащенность регионов пожарно-химическими станциями и охват ими лесных угодий. В 2011 году из федерального бюджета регионам дополнительно выделяется 5 миллиардов рублей на закупку лесопожарной техники и оборудования. Нашей области на эти цели предусмотрено выделить 120 миллионов рублей.
Другая ключевая тема — это воспроизводство лесов. На первый взгляд, ситуация с проведением лесовосстановительных работ, отметил Виктор Зубков, выглядит неплохо. По официальным данным, в 2009 году план по лесовосстановлению был выполнен на 99 процентов, а в 2010 году объемы лесовосстановительных работ составили более 806 тысяч гектаров, или 97,4 процента от плана. Но есть и другая статистика. По сравнению с 2009 годом количество регионов, не выполнивших установленные объемы лесовосстановления, увеличилось вдвое — до 29. Рапортуя о выполнении работ по лесовосстановлению, власти ряда регионов на местах редко оценивают результат проведенных работ. Между тем мало высадить лесные культуры, необходимо еще обеспечить качественный уход за ними. А вот это является слабым звеном, которое порой сводит на нет все усилия по лесовосстановлению.
Параллельно с проведением ухода за лесными культурами необходимо повышать уровень лесного семеноводства. Первый вице-премьер заявил, что на строительство современных лесных селекционно-семеноводческих центров Рослесхоз в этом году выделяет 1,8 миллиарда рублей. Между рядом регионов и федеральным агентством достигнута договоренность о финансировании лесосеменных центров, всего же до 2014 года по всей стране должны заработать 33 таких центра. Все эти усилия направлены на то, чтобы после проведения лесовосстановительных работ зазеленел здоровый лес с ценными лесными культурами. В Рослесхозе деятельность по восстановлению лесных угодий намерены оценивать не по цифрам из отчетов, а по реальной картине, которую даст государственная инвентаризация лесов.
Итоги работы лесного хозяйства страны в 2010 году подвел руководитель Рослесхоза Виктор Масляков. Несмотря на последствия мирового экономического кризиса и тяжелую ситуацию с лесными пожарами в целом большинству субъектов Российской Федерации удалось выполнить намеченные планы по основным лесохозяйственным показателям. Особое внимание руководитель Рослесхоза уделил программно-целевому подходу при подготовке долгосрочной программы развития лесного хозяйства до 2020 года и усилению взаимодействия с субъектами Российской Федерации в решении стратегических задач в области охраны, защиты и воспроизводства лесов.
На совещании отмечалось, что когда заходит разговор о судьбе отрасли в масштабах страны, то от внимания часто ускользает первичное звено системы управления, на котором, собственно говоря, держится вся сложная конструкция. Одним из главных просчетов недавнего прошлого стало то, что в последние годы роль лесничего была сведена до функции молчаливого статиста, бессильного что-либо изменить или исправить. Только недавно благодаря внесенным в Лесной кодекс изменениям удалось частично восстановить статус лесничих: на законодательном уровне за ними закреплены административные полномочия, например, дано право проверять документы, ограничивать доступ на лесные участки и пресекать нарушения лесного законодательства.
В некоторых регионах лесничие как люди, стоящие на страже государственной собственности, получили статус госслужащих. Такой статус получили в нашей области районные лесничие. Но в целом говорить о возрождении имиджа профессии пока не приходится. На фоне разговоров о необходимости повышения зарплат офицерам-военнослужащим и полицейским до 40—50 тысяч рублей заработок лесничих выглядит насмешкой: во многих регионах он не превышает 5—8 тысяч рублей. Достойный уровень зарплаты, социальная защищенность, обеспеченность современными средствами связи, электронные карты, специальные средства защиты — это тот минимум, который может вернуть лесничему во многом утраченный за последние годы статус.
Владимир БОГДАНОВ (фото)