Об этих бумагах нужно знать
— Николай Николаевич, все ли поселения области должны иметь и генеральный план, и правила землепользования и застройки?
— Да, таково требование Градостроительного кодекса. Генеральный план — это документ, определяющий направления социально-экономического развития территории на первую очередь в 5—6 лет и на расчетный срок до 10—15 лет. Проще говоря, в нем зафиксировано, где планируется проложить новые инженерные сети, где будут дороги, где выделяются территории под промышленную либо жилую застройку. А правила землепользования — это градостроительное зонирование. Объясню на примере. Захотели вы, скажем, построить коттедж в три этажа и приглядели место для него. Смотрите в правила землепользования и застройки поселения, а там по этому участку сказано: возможна застройка не выше двух этажей или, наоборот, только многоэтажная — свыше пяти. И вы, не обращаясь за справками в администрацию, сами определите, что можно, а что нельзя. Кстати, прописаны требования и к внешнему виду зданий.
— Как следует из статистики вашего управления, лишь 12 процентов поселений области утвердили генпланы и 44 процента — правила землепользования и застройки. Муниципальные органы власти намеренно нарушают требования федерального законодательства?
— Думаю, здесь дело в недопонимании органами местного уровня значения этих документов. Они не из разряда тех, что можно принять, положить в папку и забыть про них. Это рабочие материалы для каждого главы поселения, будь то небольшое сельское или городское. К сожалению, сейчас мало кто из представителей муниципальных органов власти увязывает их с развитием экономики и социальной составляющей на своей территории. А ведь имея эти два документа, можно формировать инвестиционные площадки, осуществлять планирование на среднесрочную и долгосрочную перспективу, создавать условия для улучшения жизни сограждан.
Кроме некоторого непонимания на местах значимости планирования территорий, есть и еще один фактор, сдерживающий активность муниципальных органов власти, — денежный. Проект генерального плана обойдется заказчику, администрации поселения, в 450—500 тысяч рублей. И это еще приемлемые суммы. В других регионах такие проекты оцениваются в разы больше.
— А не означает ли такая большая ценовая разница, что качество проектов, которые получат новгородские заказчики, может их не устроить?
— Есть и такая проблема. Но тут во многом виноваты и сами заказчики. Работа с документами территориального планирования требует наличия определенной квалификации, а таких специалистов в администрациях пока еще мало. И поэтому при заключении контракта с проектной фирмой они допускают неточности в техническом задании, не указывают масштаб карт и многое другое. А проектировщики пользуются этим.
Замечаний к проектным институтам немало и от нашего управления, и от комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, и от других профильных ведомств. Но многие из замечаний проектировщики просто игнорируют, не исправляют, чем затягивают согласование, сроки которого, к слову сказать, четко определены законодательством. Так, например, в обязательном порядке в генплане должны быть предусмотрены водоохранные зоны и зоны для организации полигонов отходов, учитываться существующие и планируемые особо охраняемые природные территории — заповедники, ландшафтные памятники, а их нет в тех проектах, которые сейчас разрабатываются. Нам даже пришлось согласительное совещание проводить по урегулированию разногласий по проектам Батецкого, Маловишерского, Волотовского, Новгородского и Мошенского районов. В целях повышения качества разрабатываемых генпланов управление планирует организовать областной градостроительный совет с привлечением всех профильных комитетов и федеральных контролирующих служб.
— Может ли заказчик как-то наказать недобросовестных проектировщиков?
— Конечно. Во-первых, нужно помнить, что деньги за работу проектировщик получает по факту исполнения. И при нарушении сроков сдачи заказчик может расторгнуть контракт. Но в этом случае поселение потеряет время. Однако можно при составлении договора предусмотреть штрафные санкции — пени за каждый просроченный день. Тогда, я думаю, проектная фирма будет работать куда быстрее и качественнее. Наше управление готово консультировать поселения по всем вопросам: что включать в технические задания, как грамотно составить контракт, предусмотрев все тонкости.
Источник дохода
— Вы говорите, что без наличия генплана и правил землепользования поселения не могут инвесторов привлекать. Но ведь инвесторы приходят в область…
— Инвесторов поселения привлекать могут и должны. Но дело в том, что решения, принятые без учета комплексного развития территории, могут привести к конфликту интересов и физических, и юридических лиц. Приведу конкретный пример. Инвестор присмотрел место в Валдае. Администрация с учетом правил землепользования и застройки, которые были приняты с соблюдением всех процедур и сроков, доказала, что такая застройка в этой зоне не предусмотрена. Инвестор в суде пытался доказать свою точку зрения. И проиграл.
— Люди, живущие в небольших поселениях, прочитав это интервью, могут сказать, что, мол, для меня лично мало что изменится от этих карт и схем. Разве что полмиллиона и без того небогатое поселение потратит на планирование развития территории.
— Давайте разберемся. Из чего складывается основная доходная часть бюджета поселения? Из налога на землю и на недвижимость. Эти средства идут на ремонт дорог, благоустройство, освещение и многое другое. При наличии в поселении утвержденного генплана и правил землепользования и застройки администрация видит, где перспективные участки, формирует пакет предложений и выставляет на торги землю, а это — доход в местный бюджет. Построили новые дома, и это, опять же, налоги на недвижимость. И средства пойдут на улучшение жизни местных жителей. Еще пример. По берегам новгородских водоемов много незаконных построек, препятствующих подходу людей к воде. Наличие плана и правил не допустит подобного безобразия, поскольку в них отражены зоны ограничения хозяйственной деятельности для таких участков, а именно — водоохранные зоны.
— Квалификация ответственных за градостроительную деятельность в администрациях оставляет желать лучшего. Предусмотрены ли какие-нибудь обучающие курсы?
— Мы регулярно выезжаем в районы и проводим бесплатные семинары, на которых обсуждаем наиболее типичные ошибки, выдаем методические материалы. Сейчас решается вопрос об организации с апреля 2011 года дистанционного обучения через Интернет представителей поселений Новгородской области. Чтобы учеба не была напрасной, мы рекомендуем муниципальным органам власти закрепить ответственного за данное направление работы, чтобы знать, кого учить и с кого, в случае ошибок, потом спрашивать.
— Развитие территорий невозможно без наличия генеральных планов и правил землепользования и застройки. Но поселения не спешат их утверждать. Как долго может тянуться такая вялотекущая деятельность?
— Страна живет по Градостроительному кодексу с 2004 года. Предполагалось, что уже в 2006 году все поселения определятся и с территориальным планированием, и с правилами землепользования и застройки. Не выполнили… Сроки неоднократно сдвигались, что, видимо, еще больше расслабило муниципальные власти.
Но 9 марта 2011 года в третьем чтении Государственная Дума РФ приняла поправки к Градостроительному кодексу. Если к концу 2012 года у поселения не будет утвержденного генплана, оно лишится права выдавать разрешения на любые виды строительства, даже индивидуальное. А если не будет правил землепользования и застройки, то администрациям поселений будет запрещено и участки под строительство выделять. Вот такой способ воздействия на тех, кто игнорирует федеральные требования. Времени у администраций сельских и городских поселений Новгородской области осталось немного. К работе по территориальному планированию нужно было приступить давным-давно.
Владимир МАЛЫГИН (фото)