Как показывает практика, там, где есть сильный и квалифицированный контрольный орган, появляются и дополнительные источники пополнения доходной базы бюджета, а также растет экономичность и эффективность расходования средств. Унификация деятельности счетных палат также необходима. Например, где-то, как в нашем регионе, законодатели предоставили нам статус отдельного юридического лица, а ведь где-то нет. Для информации: на сегодняшний день из 98 контрольно-счетных палат статус юрлица имеют лишь 83. Между тем счетная палата должна быть организационно и функционально независимым органом, и для этого данный статус ей необходим. Подписанный закон обязывает контрольные органы субъекта иметь обязательный статус юрлица, а на уровне муниципальных образований представительным органам дано право выбора — либо предоставлять счетным палатам статус юрлица, либо формировать контрольные органы в своем составе.
Главное, на что бы я хотела обратить внимание: контрольные органы муниципальных образований должны быть сформированы. Это требование закона. Хочу отметить, что в названном законе установлено, что представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом района и передавать полномочия по осуществлению внешнего финансового контроля. По-моему, это грамотное и правильное решение, так как в условиях дефицита людских и финансовых ресурсов разумно создать на уровне района один сильный контрольный орган.
— Скажите, Нина Дмитриевна, а как принятие данного закона отразится на деятельности Счетной палаты Новгородской области?
— В основном деятельность Счетной палаты Новгородской области соответствует федеральному закону, однако до 1 октября, когда он вступит в силу, нам придется внести некоторые изменения. В частности, в процедуру назначения на должность председателя, заместителя председателя, аудиторов Счетной палаты, в ряд основных полномочий по другим вопросам. В ближайшее время мы предметно проанализируем закон и подготовим свои предложения органам государственной власти области.
— Как на сегодня организован внешний финансовый контроль в муниципальных образованиях области?
— К сожалению, контроль на уровне муниципальных образований в нашем регионе поставлен крайне слабо. Реально влиять на эту ситуацию мы не могли — не позволяли полномочия. Да, за истекший период мы несколько раз проводили совещания, семинары, готовили аналитические записки по данным вопросам, но бюджетное законодательство нечетко устанавливало требование к обязательному формированию органов внешнего муниципального контроля. У нас в области такие органы контроля существуют лишь на территории городского округа Великий Новгород и Боровичского муниципального района. В двадцати районах созданы контрольно-ревизионные комиссии из числа депутатов и других лиц, работающих на внештатной основе. Деятельность их нельзя назвать эффективной. Аудиторские проверки бюджетов должны проводить грамотные, подготовленные специалисты, с соответствующим образованием и опытом работы. Сегодня же в большинстве районов комиссии действуют формально. Подписанный президентом закон, кстати, устанавливает кадровую планку для желающих работать в контрольных органах.
— Как закон регулирует численный состав счетных палат?
— Первоначально предполагалось установить критерии определения штатной численности контрольно-счетных органов: в зависимости от числа проживающих, доли субъекта в консолидированном бюджете РФ и количества муниципальных образований, входящих в его состав. Но в итоговом документе этого нет. Законодатели посчитали, что депутаты региональных и муниципальных парламентов сами смогут определить необходимую численность таких органов.
Численность Счетной палаты Новгородской области — 14 человек. Считаю её оптимальной. На уровне районов, думаю, это тоже должен быть не один человек, потому как один — он и в счете не воин.
Финансирование контрольно-счетного органа региона осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, а муниципального образования — за счет средств местного бюджета. Это является сдерживающим фактором по отношению к штатной численности персонала.
— Какими будут отношения между областной палатой и муниципальными?
— Мы готовы оказывать им информационную, методическую и, если потребуется, практическую помощь. Все же мы существуем пять лет, и определенный опыт накоплен. Но в целом мы будем контролировать расходы областного бюджета, а мои коллеги — муниципальных бюджетов.
— Как вы планируете строить свою работу в текущем году?
— На 2011 год у нас утвержден сложный и напряженный план проведения контрольных мероприятий. При формировании плана работы мы учитывали обращения губернатора и поручения депутатов областной Думы. В частности, планируется провести ряд проверок в социальной сфере, будет проверена реализация областных целевых программ в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилья, приобретению жилья для детей-сирот.
— А рядовые граждане могут обращаться к вам с предложениями и запросами?
— Конечно! Если вопросы в нашей компетенции, то мы обязательно дадим ответ, среагируем на сигнал. На сайте Счетной палаты Новгородской области можно задать мне вопрос, записаться на прием, посмотреть информацию о нашей деятельности.
— Каковы итоги работы Счетной палаты в истекшем году?
— В целом в 2010 году Счетной палатой проведено 40 контрольно-ревизионных и 224 экспертно-аналитических мероприятий, охвачен проверками 131 объект. В ходе контрольных мероприятий выявлены различные нарушения действующего законодательства, допущенные в расходовании бюджетных средств. Всего выявлено нарушений на сумму 270 миллионов рублей. Кстати, в марте нам предстоит отчитаться об итогах работы за 2010 год перед депутатами областной Думы, где будет представлена более подробная информация о сделанном нами. Данная информация также будет размещена в средствах массовой информации — это требование закона.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)