К слову, дача Александра Абдулова на Валдае популярна не менее правительственной, поглазеть на нее любопытные туристы ходят и по сей день. Заодно поглядят и на дом, что стоит по соседству, принадлежащий режиссеру Сергею Никитенко, и строил его, конечно, Роман Якушевич.
Хозяйская забота
Сейчас на Валдае красуются порядка 40 домов, которые спроектировал наш герой, есть несколько объектов под Москвой, Санкт-Петербургом, Великим Новгородом. Большинство из них выполнено в русском стиле: с белыми резными наличниками, причелинами — резными досками на фасаде избы, защищающими торцы кровли от влаги, коньками на крыше. И обставлены эти дома чаще всего мебелью, которую сделала фирма Романа Якушевича. Мебель производится из массива ценных пород дерева — черной ольхи, дуба, ясеня. В производстве ее используются элементы ручной ковки, резьба по дереву, кожа, металл (медь и бронза), чеканка. На резные наличники, двери и окна поступают отдельные заказы. Так, одна из московских фирм как-то попросила Романа Якушевича изготовить резные наличники для усадьбы Льва Толстого.
Свой первый дом Роман строил в течение двух лет, а сейчас дома рубятся в два-три месяца. В лучшие годы у него бывало до 12 заказов, но в связи с кризисом клиентов стало меньше.
Показывает свои объекты и рассказывает о них Роман с нескрываемым удовольствием. И во всех его жестах чувствуются хозяйская забота и широкая русская душа. На извилистой проселочной дороге перед пригорками он прибавляет скорости — видимо, чтобы у гостей-корреспондентов перехватило дух. Дорога к мебельному цеху бежит мимо пустых осенних полей, огибает разрушенные коровники и свинофермы. Роман говорит, что красивее валдайских голубых озер и просторов ничего нет, и с горечью отмечает, что ни сельского хозяйства, ни производства в районе почти не осталось.
Курдюк в замке
В обло, в чашу, в лапу — это не что иное, как разные типы углового соединения бревен. Забытыми эти дедовские методы назвать нельзя, но применяются они достаточно редко. Уникальность производства Романа Якушевича в том, что детали для дома рубятся топором, в традициях древнерусского зодчества. Впрочем, без применения пилы дело все равно не обходится. Также при строительстве домов применяется еще одна старинная технология — курдюк в замке: бревна соединяются с помощью особенного шипа, или замка, который обеспечивает высокие жесткость и плотность углового соединения. Дом, построенный по такой технологии, очень прочен и тепло сохраняет лучше.
Владеет Роман и техникой строительства домов без гвоздя.
— В этом методе нужны лишь бревно и руки строителя, — поясняет мастер. — Впрочем, при отделке помещения без гвоздей и других инструментов все-таки уже не обойтись.
Дерево — совершенно особый, живой материал. На протяжении двух-трех лет после рубки дома бревна, из которых он построен, будут усыхать, садиться. Затем еще лет пятьдесят, что называется, играть, то есть тоже видоизменяться. При усыхании длина бревна остается прежней, а вот ширина меняется, причем значительно. Старинная технология вставления окон и рам, используемая Романом, не мешает срубу садиться и высыхать и в то же время позволяет отделывать помещение и жить в нем. В современном строительстве эта система используется редко, а зря, ведь временем ее проверили еще наши предки.
Строительство со многими переменными
Дома, построенные по старинным технологиям, не только добротные, но и красивые, самое настоящее произведение зодческого искусства. Рубятся они, как принято, из сосны и ели. Бани — из осины. Немаловажно, что цена за квадратный метр в таком доме — на уровне валдайских цен на жилье. В провинциальном, хоть и курортном городке один квадратный метр жилплощади стоит порядка 30—32 тыс. рублей, у Романа Якушевича цена на него колеблется в пределах 32—34 тыс. рублей. Другое дело, что цены за земельный участок на Валдае зашкаливают, особенно если приглянувшийся вам находится у озера.
Основная проблема, с которой Роман сталкивается при строительстве, — отсутствие квалифицированных кадров.
— Мебельщиков в городе помимо тех, что работают у меня, найдется от силы два человека, — прикидывает Роман. — Качественных отделочников тоже можно по пальцам пересчитать. Конечно, тех, кто называет себя отделочником, много, только за ними надо бегать все время и проверять, как они работают, а мне это надоело, дела с такими стараюсь не иметь.
Поэтому, как только поступает новый заказ, встает проблема поиска специалистов — для отделки под старину требуются одни люди, для современных стилей приходится искать других.
Собственный дом Роман построил три года назад. В нем — как в музее. В гостевом домике кровать, словно сани, с полозьями, стулья, кажется, принесены из сказки «Маша и медведи», крыша покрыта деревянной осиновой черепицей. Крыльцо дома украшают древнеславянские символы солнца, земли и воды, а также знаменитый валдайский колокольчик. Кстати, резные фигуры и ставни сделаны руками тестя Романа — народного художника Литвы Генриха Руткаускаса. Стерегут такую красоту две овчарки и опять-таки резные витязи.
Строительство для Романа — бизнес, но есть и хобби. Он тренирует валдайских хоккеистов и сам играет в команде «Юпитер». Без лишнего пафоса наш герой признается, что без этой игры себя не представляет. В планах — организовать секцию по хоккею для мальчишек 5—6 лет, но это произойдет, когда в Валдае будет достроен Ледовый дворец. А вот своего сына, четырехлетнего Данилу, Роман стоять на коньках уже научил. Когда мальчик подрастет, то, возможно, научится и дома строить, ведь испокон веков на Руси мастерство отца передавалось сыну.
Владимир МАЛЫГИН (фото)