Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Алмазно-кварцевый край

{thumbimage 150px 1}Эксперты позитивно оценивают перспективы региона по полезным ископаемым
Каждый год на территории Новгородской области геологи открывают новые месторождения песка, воды и торфа. Как зависит экономика региона от этих залежей? Если ли у нас алмазы и какая перспектива у предприятий, использующих полезные ископаемые, добываемые на территории области, мы попытались выяснить у начальника отдела геологии и лицензирования по Новгородской области Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ Николая КАЗАКОВА.

— Николай Васильевич, наша область находится вдалеке от залежей угля, нефти и природного газа. Что сегодня представляет из себя геология региона?
— Я просто приведу статистику: на территории области за 2010 год разведано порядка 240 месторождений полезных ископаемых. Из них разрабатывается около сотни. Кроме того, на государственном балансе стоит 639 месторождений торфа. Другое дело — кто ими занимается? Например, у нас разрабатываются всего три месторождения торфа и существует всего пять предприятий, занимающихся переработкой. На постоянной основе ведётся добыча и переработка восьми полезных ископаемых: кирпичные глины — два завода, силикатные пески — один, строительный щебень — три, карбонатные породы для производства извести — одно предприятие, стекольные пески — два предприятия, огнеупорные глины — один завод. Ну и самая традиционная ещё с советских времён отрасль, порядка 50 предприятий, — строительные пески и песчано-гравийная смесь (ПГС). Это, можно сказать, все, кто заинтересован в недрах области.
— Я так понимаю, эти цифры далеки от идеала, и наши ресурсы могли бы быть использованы с гораздо большей выгодой для экономики региона?
— Действительно, в начале 1990-х объём добычи полезных ископаемых на территории Новгородской области упал по сравнению с предшествующим десятилетием, но остается стабильным по сей день. Добыча тех же огнеупорных глин упала в 7 раз, ПГС — в 5 раз, строительных песков — в 3 раза. Самый показательный пример — торф, его добыча упала в 30 раз. Положительная тенденция только по кварцевым пескам. И только потому, что у нас открывается новое перерабатывающее предприятие.
Между прочим, это перспектива наших недр. Возможно, в следующем году в Неболчах начнут выпускать кварцевые концентраты для производства не только бутылочного стекла, но и листового. Наши ресурсы это позволяют сделать, было бы нужное оборудование. А вот комбинат огнеупоров сейчас переживает не лучшие времена. Во время кризиса серьёзно снизились запросы на их продукцию.
— О падении добычи торфа: может быть в современной России он и не нужен?
— В отличие от газа или нефти запасы торфа восстанавливаются в течение примерно 100 лет. Также, помимо топлива, его используют в производстве удобрений. Могу сказать, что в соседней Финляндии очень развита микроэнергетика — котельные и электростанции, работающие на торфе. Какой можно сделать вывод? Предприятиям экономически выгодно использовать его, а населению — экологически.
— Но ведь не стоят предприниматели в очередях, чтобы получить в разработку месторождение? Насколько известно, и алмазы у нас в земле лежат, но никто не хочет их добывать. Наверное, потому, что они никакой ювелирной ценности не представляют?
— Нет, вы не правы, представляют. У нас на территории области выделена очень перспективная площадь под эту добычу и даже найдены алмазы в нескольких реках. Анализ позволяет предположить, что у нас есть промышленные алмазоносные кимберлитовые трубки, в которых могут находиться в том числе и ювелирные камни. Ценность трубки, кстати, определяется наличием этих самых ювелирных камней. В каждой из них может находиться только 10–30% таких алмазов, а остальная часть — техническая. А ценность такова: один карат технического алмаза стоит порядка 10 долларов США, а один карат ювелирного — от 10 до 1000.
Могу сказать только одно: если мы найдём такую трубку и кто-то займётся её разработкой, экономика области полностью изменится. Во-первых, в бюджет, в виде налогов, будут поступать огромные средства, а во-вторых — вокруг этого предприятия начнёт развиваться инфраструктура, приносящая дополнительный колоссальный доход.
 
Александр ФРОЛОВ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

На встрече губернатор и предприниматели обсудили важные для бизнеса вопросы.

Видеть перспективы

В Любытинском районе Андрей Никитин встретился с предпринимателями и представителями деловых объединений региона

10.07.2024 | Экономика

ОЭЗ «Новгородская» — один из самых крупных инвестпроектов региона.

Километры продукции

Новый резидент ОЭЗ «Новгородская» планирует запустить масштабное производство силового кабеля

03.07.2024 | Экономика

Максим Орешкин и Андрей Никитин оставили свои подписи на первом образце продукции «Энерготэка».

Кнопка «пуск»

Первый производственный корпус особой экономической зоны «Новгородская» открылся с показом работающих технологических линий

19.06.2024 | Экономика

Компания SPLAT планирует направить средства на модернизацию единственного техникума в Окуловке. Соглашение об этом подписали губернатор Андрей Никитин, глава Окуловского района Максим Смирнов и генеральный директор компании Евгений Дёмин.

Четыре важных дня

С Петербургского международного экономического форума новгородцы вернулись с новыми идеями и бизнес-проектами

11.06.2024 | Экономика

На ступень выше

Новгородская область стала четвёртой в национальном инвестиционном рейтинге

11.06.2024 | Экономика

Предприниматель, председатель комиссии по экономической политике Общественной палаты Новгородской области Евгений Козлов почётный знак получил одним из первых.

Первая десятка

На территории технопарка «Трансвит» состоялось награждение новгородских предпринимателей новым почётным знаком

05.06.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА