Для правильной оценки масштабов конкурса заметим, что, кроме Великого Новгорода, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в соревнованиях участвовали также представители Минска, Киева, Москвы и Московской области — всего три десятка водителей.
«Совсем неплохой результат для первого раза!» — скромно отметили свой успех в МУП ПАТ-2, ну а корреспонденты «НВ» решили выяснить, как же выглядят повседневная работа водителей автобусов.
— Почему вы выбрали именно эту профессию?
Дмитрий:
— За рулём автобуса я уже более двадцати лет, и раньше это было очень престижно. Сидишь за рулём большой машины, везёшь много народа. Ответственность, статус.
Алексей:
— Я бы не сказал, что для меня это был какой-то серьёзный выбор. Просто «так получилось». Тем не менее первое время работа мне очень нравилась, потом просто привык, но и сейчас не жалею.
— Всегда было любопытно узнать, ходят ли среди водителей городских автобусов байки о плохих и хороших маршрутах? Или все одинаково «так себе»?
Дмитрий:
— Скорее второе. Абсолютное большинство городских маршрутов довольно сложные, потому что захватывают центр, опасные перекрестки. Вспомните себя в автомобиле в «час пик» — хочется двигаться быстрее, а это никак не получается. А теперь представьте здоровенный автобус, в котором десятки людей, а значит, ехать нужно очень осторожно. Максимальная скорость движения у нас — 25 километров в час. Конечно, это раздражает окружающих водителей, но таковы правила.
Алексей:
— Приятными для работы считаются номера 22 и 7, минующие центральные улицы. Но нам об этом приходится только мечтать — Дмитрий работает на маршруте 2К, я обслуживаю 16-й маршрут. За смену накатываю 7—8 рейсов. Неудивительно, что через некоторое время начинаешь двигаться на автомате. Замечено: если водитель, многие годы ездивший по одному маршруту, вдруг меняется с кем-то, то первое время ему требуется постоянно себя контролировать, чтобы не повернуть не туда.
Дмитрий:
— Я больше скажу: еду по городу на своём личном авто, подъезжаю к какой-нибудь остановке и по привычке пытаюсь включить правый поворотник.
Алексей:
— Также по привычке мне никогда не хочется спать за рулём. Но даже если бы и захотелось, то это исключено — нетерпеливые водители, идущие на обгон, пешеходы, перебегающие дорогу в неположенных местах, не дают расслабиться.
— Уже из ваших рассказов представляется, что быть водителем автобуса — занятие весьма нервное.
Дмитрий:
— Не зря же постановлением правительства профессия водителя общественного транспорта признана вредной: после 20 лет можно идти на льготную пенсию. Мне кажется, для того, чтобы по-настоящему понять работу водителя общественного транспорта, нужно день посидеть на его месте, ну или хотя бы рядом в кабине. Особенно сложно бывает вечером, когда работаешь во вторую смену: все довольные едут домой, а у тебя просто середина рабочего дня. А ведь помимо улицы есть ещё и салон автобуса.
Алексей:
— Мне кажется, самая большая проблема — это пассажиры, погружающиеся в разговоры с соседями или в собственные мысли настолько, что забывают об элементарных правилах безопасности: никто не держится, а в случае резкого торможения, конечно, ругают водителя. Ну а если салон начинает нервничать, то тут уж остаётся наглухо закрыться в кабине, и пусть кондуктора просто растерзают на кусочки.
Словно в продолжение «нервной темы», в кабинете, где мы общались, раздался звонок: диспетчер сообщал о крупной аварии в районе гимназии «Эврика»: из-за столкновения машин, занявших две полосы движения, троллейбусы образовали трёхсотметровую пробку.
«Ну вот, Питерская теперь будет загружена, — прокомментировал Дмитрий, — а ведь у водителя ещё и график движения есть».
— А есть ли у водителя что-то приятное, скажем так — для души?
Алексей:
— Конечно! Кабина, в которой мягкие игрушки, фотографии дорогих людей, в общем — атмосфера, максимально приближенная к домашнему уюту.
Дмитрий:
— Нет уж, инструкцией предусмотрен маленький российский флажок, а вообще, обзор должен быть хорошим. Да и занавески для того, чтобы отгородиться от пассажиров вешать не стоит. Потому что нелишним будет и в салон время от времени поглядывать, и пассажирам дать возможность смотреть вперёд.
Фото Владимира МАЛЫГИНА