Согласно нему банк среди оценочных компаний, работающих на территории округа, выделил группу таких, которые подпадали под первую категорию. В списке критериев отбора фигурировал, в частности, стаж работы на рынке. При этом остальные оценочные компании при подготовке отчётов оценки имущества, предлагаемого банку в качестве залога, были обязаны получать на них заключение у компаний первой категории.
— Впоследствии часть новгородцев, проведших переоценку заложенного имущества, ожидал неприятный сюрприз, — рассказывает Ольга ВИНИЧЕНКО, руководитель областного УФАС. — Представленные ими отчёты не были приняты в новгородских отделениях Сбербанка. Горожанам объяснили, что документы подготовлены компаниями, не попавшими в список «первых». Как следствие, люди предъявили претензии своим оценочным компаниям, а те осенью 2009 года обратились с жалобой в УФАС, поскольку сочли новшество Сбербанка дискриминацией.
Антимонопольная служба согласилась с таким доводом. На новгородском рынке услуг по кредитованию физических и юридических лиц Сбербанк России занимает доминирующее положение: его доля составляет более 50% — и по закону о конкуренции в этом случае участнику рынка запрещается создание каких-либо дискриминационных условий.
В свою очередь, как объясняли сотрудникам антимонопольной службы в банке, таким образом финансовая структура пыталась обезопасить себя в период кризиса. Однако в нарушение логики таких рассуждений в первую категорию не попали и те компании, к качеству отчётов которых у банка не было претензий.
В результате Сбербанк добровольно отменил новый порядок, и на нарушителя был наложен минимальный штраф — в размере 1 процента от объёма годовой выручки, полученной при предоставлении услуг кредитования физических и юридических лиц. Его сумма составила 1,6 млн. рублей.