Об этом рассказывал участникам заседания рабочей группы Министерства регионального развития РФ глава Парфинского района Василий УБОГОВ:
— Комплексный инвестиционный план для Парфинского района разработан до 2015 года, главную роль в нем, конечно, будет играть модернизация ПФК. В течение ближайших пяти лет инвестор вложит в производство 1,3 миллиарда рублей, а число рабочих мест возрастет до 760. Но одновременно с этим район должен уйти от монозависимости. Поэтому мы разработали совокупность других производств, инвестиции в которые составят свыше четырех миллиардов рублей.
Сегодня безработица в районе снизилась до 3,9%. Тем не менее глава муниципалитета надеется, что его территория все же попадет в список очередников, которым государство окажет финансовую помощь.
К слову, Марина СУХОВЕРХОВА, генеральный директор управляющей компании «Илим-ПФК», рассказывает, что в среднем в течение месяца на территорию ПФК приходят еще до 500 человек — подметать, полоть, красить и даже перекладывать рельсы. Так действует программа временной занятости. И ее не чураются те, кто был мастерами или инженерами на «фанерке», но попал под сокращение.
В течение 2009—2010 годов на переобучение, временные работы, создание новых предприятий в Новгородской области было потрачено около 70 млн. рублей, полученных из федерального бюджета по программе снижения напряженности на рынке труда. И это только одна из 60 целевых программ поддержки, которыми могут воспользоваться российские моногорода.
Всего населенных пунктов, имеющих признаки монопрофильных, в России насчитали более 300, но лишь 27 из них на сегодняшний день получат финансовую помощь из федерального центра как представившие реальные программы выхода из кризиса.
— Основная задача составителей планов — вывести города в зону управляемых рисков и обеспечить их саморазвитие, а не в том, чтобы развивать моногорода за счет федеральных денег, — заявил Андрей НЕЩАДИН, сотрудник департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти Минрегионразвития РФ. — Когда в министерство представляют план, согласно которому на одного человека приходится от 500 тысяч до одного миллиона федеральных рублей, ответ один: ребята, может, просто раздадим эти деньги населению? Вариант под названием «дайте нам федеральные деньги, мы придумаем, куда их потратить», не проходит.
Как показывает опыт, организация совместной работы всех уровней власти по предупреждению создания кризисной ситуации в моногородах обходится для бюджета гораздо дешевле, чем возможные затраты в случае обострения кризиса. В Тверской области, например, в поле зрения властей находится 41 «рискованное» поселение, но критичных моногородов — восемь. «Работу ведем везде, но никогда не знаешь, где рванет», — признается Анатолий БОЧЕНКОВ, заместитель тверского губернатора.
Сама по себе ситуация с моногородами не разрешится, спасти ее может только диверсификация экономики населенных пунктов, полностью зависящих от одного предприятия. По мнению Галины ИЗОТОВОЙ, первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, органам местного самоуправления необходимо расширять горизонты стратегического планирования до 2020 года, а при необходимости и до 2025 годов.
Комментарий
Александр ГАБИТОВ, первый вице-губернатор Новгородской области:
— В современных условиях, когда сужаются рынки и градообразующие предприятия нуждаются в новой продукции и модернизации, а у собственников нет средств, проблема существования моногородов встает очень жестко.
В моногороде нужно найти здоровую точку роста, современную, способную к модернизации, и только тогда он будет способен жить. Говорить, что моногорода утратили актуальность, я бы не стал. По-прежнему людям в таких небольших поселках, как Парфино, где все население 15 тысяч, нужно где-то работать. Если закрыть ПФК или, к примеру, другие предприятия, поселок умрет.
Администрация области, безусловно, чувствует поддержку государства в решении проблем монопрофильных населенных пунктов, но в то же время нам необходима поддержка законодателей в Госдуме. Потому что моногорода требуют тех или иных федеральных вливаний. На своем, региональном, уровне мы делаем то, что можем, но наши возможности ограничены бюджетным кодексом. Если бы на уровне Федерации регионам было дано право предоставлять бюджетные гарантии монопредприятиям, то мы бы почувствовали серьезное облегчение.
Фото Владимира МАЛЫГИНА