Махмуд БАЗАЕВ в Мошенском районе человек известный. Его фермерское хозяйство на слуху, о нем говорят как о рачительном хозяине и отзывчивом человеке. На мошенской земле немало фермерских хозяйств, к сожалению, не все выдержали испытание временем и удержались на плаву. А вот Базаев не только выстоял в тяжелые 90-е, но и умудрился развивать свое хозяйство.
Фермерское хозяйство он создал в далеком 1991 году. Занимался сельским хозяйством, но, как ни старался, большого дохода оно ему не приносило. Поэтому в свободное от ведения своего хозяйства время ездил по деревням района и скупал брошенную сельскохозяйственную технику. Затем она в руках фермера, который одновременно является трактористом, шофером, слесарем, сварщиком, токарем, приобретала надлежащее состояние, и фермер ее продавал, имея на этом какие-то деньги. А несколько лет назад Махмуд Базаев взялся развивать животноводство.
— Желание было большое, а вот возможностей почти никаких, — вспоминает фермер. — Захотелось завести молочную ферму. Но таких денег, чтобы купить коров, у меня не было. Что делать? Как быть? Поначалу я не мог даже предположить, как это сделать. Но потом меня осенила идея купить в хозяйствах телочек и из них вырастить коров. Конечно, держать не 3–4 коровы, при таком поголовье экономики никакой не будет.
— И как вы реализовали свою идею? — спрашиваю у Махмуда Базаева.
— На мой взгляд, неплохо. Сегодня у меня на дворе уже 62 коровы, а до конца года их численность достигнет 100. Если говорить о планах, то есть намерение довести поголовье буренок до 500. А почему бы нет? Вот заброшенный комплекс надо отремонтировать и ставить туда коров. Правда, работы там очень много!
Но такому фермеру, как Махмуд Базаев, они под силу. Животноводческий двор, на котором стоят сейчас коровы, до его прихода имел плачевный вид. Все, кроме стен и крыши, пришлось ремонтировать. Выкручивался как мог, используя свои небольшие сбережения. Сейчас во дворе поилки, навозоуборочный транспортер, устанавливается молокопровод.
Пуск фермы, работа на земле по заготовке кормов оживили жизнь в деревне Чувашева Гора. Даже молодежь из города потянулась в фермерское хозяйство Махмуда Базаева. Оксане Федоровой, работающей на ферме дояркой, 20 лет, второй доярке Екатерине Бобровой — 40 лет, подменной доярке Надежде Мавричевой — 24 года.
— Как зарабатывают у вас животноводы? — поинтересовался я у фермера.
— Доярки, например, получают больше 12 тысяч рублей. Не хвастаясь, скажу, что этот показатель для хозяйств нашего района — один из самых высоких, и он будет расти по мере увеличения производства продукции.
Необходимо отметить, что фермер настойчиво работает над этим. В этом году удой молока от коровы превысит 5000 килограммов, по мошенским меркам результат очень хороший. При этом Махмуд Нурдиевич отметил, что его коровушки не какие-то там особенные, племенные, а выращенные из телочек, которых в хозяйствах выбраковали, посчитав, что они не пригодны для воспроизводства стада.
Фермер не скрывает, что секрет высоких надоев, которые он получает, кроется в отношении людей к буренкам. Кормят их хорошо. С юга фермер завозит дешевое зерно пшеницы, овса, ячменя, кукурузы, гороха, размалывает все это и дает стаду. В стойловый период вволю скармливал сено. В прошлом году на старенькой технике умудрился заготовить этого корма 600 тонн. Этого количества хватило не только для своих животных, но еще 100 тонн сена продал, а на вырученные деньги купил пресс-подборщик.
— Какая у вас мечта и какая вероятность ее осуществления? — спросил я у фермера.
— Обидно смотреть, что рядом с моим коровником комплекс пустует. Хочется, чтобы в нем коровы стояли. Но для этого там нужно большой ремонт сделать. Думаю, что через год-другой с этим справлюсь. Еще мечтаю обзавестись новой техникой и построить цех по переработке молока. Думаете, что это из области фантазии? Ничуть. Этим живу и обязательно своего добьюсь.
Слушал я Махмуда Нурдиевича и поражался его силе воли, целеустремленности. Приехав в 1989 году в существовавший тогда в этих краях колхоз «Путь к счастью» агрономом после окончания сельхозинститута, Базаев прикипел к этому краю. И хотя не раз была возможность уехать отсюда, он даже не думал об этом, так как полюбил эту деревню и ее прекрасных людей.
— Вы думаете, почему я взвалил на свои плечи такую ношу и кручусь с утра до ночи? — говорит фермер. — Я спокойно могу прожить без молочной фермы, полей, которые обрабатываю. Но мне хочется, чтобы наша деревня росла и развивалась. Вон сколько молодежи в Чувашеву Гору возвращается из города! Обеспечу я их работой, они здесь и приживутся. Вот о чем душа болит.