На Севере идет активная реализация мегапроекта «Ямал», который позволит на долгие десятилетия обеспечить растущую потребность в газе и России, и Европы. В прошлом году Газпром ввел в эксплуатацию уникальный мостовой переход железной дороги «Обская — Бованенково» через реку Юрибей. Это самый длинный в мире мост за Полярным кругом. Его протяженность составляет 3,9 км. Общая масса моста — более 30 000 тонн. 107 пролетов моста стоят на опорах, уходящих в вечную мерзлоту на 20, а то и 40 метров. При этом и сама дорога, по которой уже началось рабочее движение составов с необходимым оборудованием к крупнейшему месторождению Ямала — Бованенково, не имеет аналогов в мире. Ее насыпь сделана из замороженного песка, а сверху накрыта теплоизоляционными материалами. Высокими темпами строится и газопровод от Бованенковского месторождения. Трубоукладочным судном проложена первая нитка подводного перехода через Байдарацкую губу – наиболее сложного участка системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта».
На Юге Газпром начал строительство подводного газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи» и Адлерской ТЭС. Эти объекты — весомый вклад компании в обеспечение энергией XXII зимних Олимпийских игр 2014 года. При этом, пускай и более дорогой, подводный маршрут газопровода позволил не менять уникальный ландшафт, обойти природоохранные зоны.
Не менее значимым событием стал ввод в эксплуатацию газопровода «Дзуарикау — Цхинвал», жизненно важной энергетической артерии, которая соединила Южную Осетию и Россию. Строительство «Дзуарикау — Цхинвал» не имеет мировых аналогов по уровню сложности и может претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннесса как самого высокогорного в мире газопровода. Трасса проходит через пять горных хребтов, а на перевале Кударский преодолевает точку в 3148 м. На трассе проложено 15 тоннелей общей протяженностью 1848 м, построено 29 переходов через водные преграды.
На Востоке страны в 2009 году был сварен первый стык магистрали «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», положившей начало созданию газотранспортной системы на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. В работе по сооружению газовой магистрали задействовано более четырех тысяч рабочих и около 1400 единиц тяжелой техники. А синхронно в Приморском, Хабаровском краях и Сахалинской области идет прокладка межпоселковых газопроводов и подготовка потребителей к приему газа. Для этих регионов голубое топливо — долгожданный подарок, ведь оно не только вдохнет жизнь в экономику, промышленность, но сделает жизнь людей гораздо комфортнее и цивилизованнее.
Не менее важна для экономики регионов Дальнего Востока и экономики страны в целом экспортная составляющая «Восточной газовой программы». В рамках проекта «Сахалин-2» впервые в истории России был начат экспорт отечественного сжиженного природного газа на новые для Газпрома рынки сбыта — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
На Западе Газпром уверенно продвигается к намеченной цели — обеспечению сверхнадежных и бесперебойных поставок газа на европейский рынок. В минувшем году были получены все разрешения, необходимые для начала строительства газопровода «Северный поток», который соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии. Прокладка газопровода по дну Балтийского моря уже началась. Протяженность газопровода составит около 1200 км. Первая нитка магистрали заработает в 2011 году. Газопровод позволит увеличить поставки в Германию, Великобританию, Нидерланды, Францию, Данию и другие страны Европы, увеличивая доходы Газпрома, а значит, и поступления в российский бюджет. Значительно продвинулись работы и по «Южному потоку» — еще одному газопроводу в Европу, но уже по дну Черного моря. Уже заключены все необходимые соглашения о сотрудничестве со странами — участницами проекта.
Укрепляя свои позиции на глобальном энергетическом рынке, Газпром не менее активно реализует и социально значимые проекты. Прежде всего — выполняя Программу газификации регионов России. За последние пять лет инвестиции Газпрома в строительство межпоселковых газопроводов составили почти 90 млрд. рублей. Уровень газификации нашей страны к концу 2009 года достиг 63,2%. И эта работа компанией будет продолжена. В 2010 году на газификацию 65 регионов Газпромом предусмотрено финансирование в объеме 25 млрд. рублей.
Фото из архива «НВ»