— Прирост безработных к декабрю 2009 года составил 1000 человек, — сообщил собравшимся председатель комитета труда и занятости населения Новгородской области Александр АЛИСИЕВИЧ. — Сейчас на одну вакансию приходится 2,2 претендента. Существенный рост уровня безработицы произошел в Волотовском, Пестовском, Валдайском, Новгородском, Крестецком, Парфинском и ряде других районов. И только Демянский демонстрирует снижение.
Временный задел
Согласно перспективным планам по трудоустройству граждан, в районах и областном центре, исходя из складывающейся экономической ситуации, планируют создание временных и постоянных рабочих мест. Всего в этом году в области рассчитывают на 9800 новых трудовых единиц. Кажется, немало, но львиная доля приходится на временные работы. Постоянных мест за первый квартал создано всего 250.
Александр Алисиевич настаивает, что крен в сторону общественных работ, то есть изначально временных, нужно выправлять. По его мнению, службы занятости на местах пошли по этому пути, потому как временное занятие благоустройством территорий поселений или предприятий организовать проще, чем выходить на предприятия, собирать данные о потенциальных инвесторах, планах развития производств и вновь открывающихся фирмах.
В этой связи заместитель главы администрации области Александр Смирнов привел, что называется, пример в тему. По его словам, сотрудники службы занятости Великого Новгорода лично не знакомы со специалистами отдела кадров градообразующего предприятия «Акрон», получая для отчетности информацию исключительно по телефонам или Интернету. Что уж тут говорить о «подробностях в деталях»!
Однако директор службы занятости Великого Новгорода Семен ДУБОВИЦКИЙ полагает, что много временных рабочих мест создается еще и по причине явной выгоды этого для работодателей, без обязательств с их стороны:
— Общественные работы являются частью областной программы по снижению напряженности на рынке труда. Когда она только появилась, мы неоднократно выезжали на предприятия и рассказывали работодателям, что им необязательно сокращать незанятых людей, можно сохранить кадры, временно поручив им какие-то работы. В частности, по благоустройству территории. При этом люди будут получать зарплату из средств, предусмотренных по программе. Это владельцев предприятий и фирм заинтересовало. Но зато далеко не все работники согласились на такие условия, ведь оплата труда за общественные работы по благоустройству, неважно, на своем предприятии или на городских улицах, небольшая. И многие предпочитали уходить в неоплачиваемый отпуск и работать на своих личных садовых участках. Ведь общественные работы проводятся в теплое время года.
Иными словами, работодатель, формально откликаясь на призыв участвовать в программе по снижению напряженности на рынке труда, предлагает фронт общественных работ своим сотрудникам, но при этом предполагает, что отклик не будет массовым. Наверное, эффект был бы другим, если вместе с предложением участвовать некое время в общественных работах он (работодатель) представлял сотрудникам перспективу возвращения на работу постоянную — через месяц, три, пять. Только для этого нужно иметь стратегические планы и проявлять инициативу в поиске вариантов расширения производства.
А получается так, что и службы занятости, и работодатели не особенно друг друга беспокоят в обмене информацией и развитии сотрудничества.
Перспективная линия
Еще одна причина роста безработицы видится в неумении корректно проводить мониторинг на рынке труда и расходовать в зависимости от этого средства. Так, по словам Семена Дубовицкого, где-то за год до празднования 1150-летия Великого Новгорода представители городской администрации утверждали, что к юбилею будут построены несколько новых отелей. Исходя из этой информации служба занятости решила набрать группу из числа безработных и направить на учебные курсы по специальности «горничная». Решив не мелочиться, служба сразу на большую сумму объявила конкурс среди образовательных учреждений на право проведения обучения. И учеба началась.
Ближе к юбилею стало понятно, что новых гостиничных баз не будет. Но ничего изменить уже было нельзя, ведь конкурсы проведены и деньги за образовательные услуги выплачены. В итоге десятки безработных, прошедших переквалификацию по этой специальности, по-прежнему остались не у дел, а потраченные сотни тысяч рублей (бюджетных!) не принесли эффекта.
Только вопрос: кто в этом виноват? Мэрия, вынужденная в соответствии с экономической ситуацией корректировать планы, или служба, возглавляемая г-ном Дубовицким, рискнувшая «поставить» на горничных?
Правда, как выяснилось на совещании, так поступают не во всех районах. Например, в Валдайском конкурсы проводятся поквартально, и численность учебных групп, и суммы, выставляемые на торги, корректируются в зависимости от текущей ситуации на рынке труда.
— В этом году откроется Ледовый дворец, куда по прогнозам потребуется порядка 40 работников, — поясняет директор службы занятости этого района Наталья ДМИТРИЕВА. — Планирует увеличить объемы производства и завод «Юпитер», а это еще около 60 новых рабочих мест. Кроме того, после реконструкции откроется база отдыха «Валдай», где готовы принять примерно 300 человек. Мы учитываем эти цифры, но сразу не будем пускать все деньги на подготовку специалистов. Посмотрим, как сложится ситуация.
По мнению Натальи Петровны, некоторые районы прогнозные данные по новым рабочим местам не корректируют, потому что опасаются не уложиться в строго определенные нормативами сроки. Так, сама процедура проведения конкурсов на обучение занимает порядка двух-трех месяцев, да курсы длятся не меньше. Плюс время на формирование групп. Но тем не менее Дмитриева считает, что даже под страхом наказания со стороны вышестоящих инстанций лучше не торопиться учить людей под не существующие еще рабочие места, а просчитать ситуацию с большей долей вероятности.
Учебная нагрузка
Вообще переквалификация кадров — важнейшая составляющая в борьбе с безработицей. И она задействована сейчас весьма активно.
— На рынке профессионального и дополнительного образования наша фирма работает уже 30 лет, — говорит проректор центра образования «Мединфо» Наталья КОЛЬЦОВА. — Тесно в этом секторе предпринимательства никогда не было. Но в последние полтора года число учебных учреждений в Новгороде, открывших курсы переквалификации кадров, возросло в разы. Этим сейчас занимаются практически все училища, лицеи, техникумы и вузы. Связано это, конечно, с кризисом, когда оказалось без работы много людей разных профессий, опыта и возраста, и возникла потребность в быстром переобучении.
По статистическим данным, собранным «Мединфо», в прошлом году к ним на переквалификацию или на получение дополнительного образования пришло больше, чем раньше, нуждающихся в работе граждан. Причем Кольцова отмечает такой нюанс: 60–70% из них обратились, минуя службы занятости. То есть люди экономили время и пытались подстраховаться, наблюдая ситуацию на своем предприятии изнутри.
Переквалификация кадров, особенно в кризисный период, требует быстрого реагирования на изменения рынка труда. Если, к примеру, спроса на штукатуров нет, но нужны офис-менеджеры, образовательные организации должны приостановить обучение по одному направлению и начать по другому. А вот это как раз сделать очень непросто. Почему?
Учреждения профессионального образования должны лицензировать учебный курс по каждой специальности. У училищ, техникумов это занимает несколько месяцев, поскольку лицензию выдает комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области. А у вузов — несколько лет, так как лицензия федеральная, по программам высшей школы. Какая уж тут оперативность!
В Валдае, правда, полагают, что и из этого положения при грамотном мониторинге изменений на рынке труда можно найти выход:
— Дом отдыха «Валдай» сделал заявку на работников, но там еще идут работы по реконструкции, и открытие только планируется, — разъясняет Наталья Дмитриева. — Но мы понимаем, что нам в будущем потребуются работники гостиничной отрасли, каковых в районе практически нет. Поэтому уже сейчас, заранее, Валдайский совхоз-техникум лицензирует специализированный учебный курс. То есть мы стараемся работать на опережение.
Вместо эпилога
В настоящее время, как отмечают работники служб занятости и курсов переподготовки, на рынке труда востребованы в первую очередь официанты, продавцы, водители, рекламные агенты, автослесари, швеи, медицинские работники. Правда, в сравнении с 2008 годом, зарплату работодатели предлагают существенно ниже. Так, труд водителей оценивается сейчас в пределах 10–15 тысяч рублей, в 2008-м же году готовы были платить 25 тысяч и выше.
Ольга ИВАНОВА, главный редактор газеты «Дело», печатающей информацию о вакансиях в области, заметила, что если раньше работодатели с первого раза не могли найти специалистов и публиковали объявления о найме неоднократно, то нынче люди соглашаются на условия нанимателей, порой не очень выгодные, сразу. Поэтому владельцы фирм позволяют себе сильно занижать заработную плату. Например, платить лишь установленный законом минимальный размер оплаты труда — 4330 рублей.
По прогнозам экспертов, ситуация на российском рынке труда в текущем году будет оставаться напряженной, и Новгородская область не исключение. Но в отличие от докризисного периода, когда никто особенно не анализировал движение рабочей силы и возникающие в связи с этим тенденции, сейчас администрация области держит процесс под контролем, требуя от всех заинтересованных структур слаженных действий. В прошлом году это дало результат: уровень безработицы удалось сдержать. То же должно быть и в текущем году.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)