Этот факт стал сигналом к разговору о том, что в России нет финансовых институтов развития, которым бы ЦБ РФ мог направлять финансовые ресурсы на поддержание значимых для страны проектов. Геннадий Меликьян согласился: структур, ориентированных на «длинные» деньги, в стране практически нет, хотя все уровни власти созрели до осознания — они нужны! Именно на это был нацелен ВЭБ, но кризис помешал воплотить идею до конца. Вторым реализатором идеи создания финансового института развития был и пока остается Россельхозбанк. Серьезным препятствием на пути деятельности такого института Геннадий Меликьян видит отсутствие структуры, которая взяла бы на себя отбор важных проектов. Иначе, считает банкир, на нас обрушится масса пустых, но, вполне вероятно, пролоббированных проектов.
Аграрии региона, получившие льготные кредиты в рамках национального проекта развития АПК, в кризис столкнулись с тем, что банки в одностороннем порядке поднимают процентные ставки (в частности, Сбербанк), рассказал руководитель группы компаний «Адепт» Геннадий НИСАНОВ. По его мнению, ЦБ РФ должен регулировать кредитные ставки банков, если речь идет о продовольственной безопасности региона, страны. Меликьян не скрывал: подобные предложения ему во время подобных встреч с бизнесом и властью в регионах России делают нередко. Но, еще раз подчеркнул банкир, реализовывать идею все-таки нужно через финансовые институты развития. Ну а Нисанову он порекомендовал отказаться от услуг Сбербанка.
К сожалению, констатировал губернатор Сергей Митин, выбор у бизнеса и власти невелик. В регионе имеют филиалы только два крупных банка — Сберегательный и Россельхозбанк. «Но система отношений так запутана и выстроена так жестко, что ее невозможно преодолеть. Это мешает работать не только бизнесу, но и власти. И если с руководителями Россельхозбанка в регионе и в головном банке есть прямые контакты, то со Сбербанком их нет», — сказал Митин.
Геннадий Меликьян признался, что главной причиной того, что реальный сектор не получает кредитной поддержки банковского сектора, считает маломощность банковской системы страны. И подтвердил это такими примерами: экономика России в прошлом году получила кредитов не больше 40% ВВП, тогда как в Китае — 250%, в Европе — больше 100%. Да и доля банковского сектора в формировании ВВП России весьма скромна — 12%. В развитых же странах, сообщил Меликьян, банки формируют 22—25% ВВП.