Решению проблем должен отчасти способствовать новый федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности, вступивший в силу с 1 февраля. Он передает регионам часть полномочий по контролю за деятельностью торговых сетей, а также закрепляет ряд условий заключения договоров с поставщиками. В частности, теперь сетевые компании официально лишены права требовать с местных производителей плату за вхождение в сеть или расширение ассортимента.
Однако закон предусмотрел не все. У новгородских производителей по-прежнему возникают вопросы к сетевикам. Многие отмечают, что выкладка местной продукции на полках крупных торговых центров явно недостаточна.
— Мы работаем со всеми федеральными магазинами, — говорит Валентин КУЛЕБЯКИН, генеральный директор ОАО «Новгородхлеб». — Требования у них серьезные, в то время как доля нашей продукции на прилавках не всегда достаточна. Я считаю, что необходимо договориться с каждой сетевой компанией, какой процент товаров местных производителей должен присутствовать в продаже.
Такой же точки зрения придерживаются и другие местные компании, в частности, «Лактис» и «Дека».
Как утверждают ритейлеры, они ориентируются в первую очередь на интересы покупателей. К примеру, в сети магазинов «Полушка» посетители имеют возможность заполнить анкету и решить, какие товары будут представлены в магазинах.
— Тон задают покупатели, — поддерживает начальник отдела закупок компании «Тандер», владеющей сетью магазинов «Магнит», Елена КОНОВАЛОВА. — Мы привозим то, что им нравится. Удельный вес продукции местных предприятий у нас составляет 22% от общего ассортимента. Это достаточно высокая цифра.
Опыт торговых сетей показывает, что долю присутствия продукции действительно необходимо оговаривать с каждым производителем. Так, товар от «Новгородхлеба» может составлять 30–40% всего ассортимента хлебобулочных изделий. Если эта цифра увеличивается, магазин не успевает реализовать товар, и его приходится возвращать. Местные компании, конечно, заинтересованы в том, чтобы на прилавках вообще не появлялась продукция из других регионов, но представители сетевых магазинов в один голос заявляют, что не намерены ограничивать выбор покупателя.
Словом, у товаропроизводителей и сетевиков еще много вопросов друг к другу. В сухом остатке нынешней дискуссии — наметившиеся переговоры отдельных местных товаропроизводителей и сетей.
Владимир МАЛЫГИН (фото)