— Итоги такие, о которых в начале минувшего года мы не мечтали. Сами ж понимаете — кризис. Термин гипнотизировал. Но ведь кризис надо преодолевать, от него не спрячешься.
Всё стабильно, все спокойно
Далее было так же «просто»: руководство и специалисты предприятия взвесили, учли и мобилизовали все резервы. В результате за кризисный год завод произвел 3036 тонн продукции, превзойдя показатели предкризисного на 13%!
Правда, генеральный директор отмечает, что уже примерно лет 10 они работают стабильно, постоянно наращивая объемы. За точку отсчета Никандров берет 2000 год, когда на предприятии работало всего 13 человек, и тогда было произведено менее 60 тонн продукции. Сейчас численность работающих увеличилась в пять раз (до 68 человек), объемы производство — в 50!
— Коллектив у нас дружный, быстро подхватывающий новинки, поэтому и успешно решаем поставленные задачи, — говорит Николай Никандров. — На предприятии широко практикуется наставничество, стажировки, изучение опыта других маслодельных заводов страны.
Николай Михайлович не без гордости показывает на многочисленные дипломы, которыми награждено предприятие за выпускаемую продукцию. Причем награды, полученные не только на областных выставках и конкурсах, но и на межрегиональных, всероссийских, в которых Поддорский маслодельный завод постоянно участвует. Среди выпускаемой продукции особенно высоко на областном рынке ценится сливочное масло «Крестьянское». Когда им торгуют на Центральном сельскохозяйственном рынке в Великом Новгороде, новгородцы берут килограммами. Согласитесь, при том ассортименте этой продукции, которую предлагают многочисленные магазины в областном центре, это факт поразительный.
— Нарасхват оно идет и у нас в районе, — говорит маслодел Ольга ИВАНОВА. — А москвичи и питерцы, знающие в этом продукте толк, покупают 20-килограммовыми коробками. Почему? Оно высокого качества и по своему вкусу превосходит масло многих именитых российских и даже зарубежных кампаний.
— Как специалист чем вы это можете объяснить?
— У нас в районе еще до революции 1917 года было много маслобоен. Традиции крепкие, мастерство и умение передаются по наследству поколениями. А местный секрет в том, что наши буренки летом пасутся на экологически чистых пастбищах, а зимой их кормят сеном, богатым витаминами. Из полученного вкусного молока и масло вырабатывается прекрасное.
Есть работа!
Сегодня для Поддорского района маслодельный завод важен тем, что производит качественное масло — это само собой. Но ведь предприятие еще и дает людям стабильную работу. Я имею в виду, не только тех 68 человек, кто работает непосредственно на предприятии. Крестьяне и фермеры Поддорского и соседнего Холмского районов в это трудное время не знают проблем со сбытом молока. А расчеты за него маслодельный завод производит аккуратно. «Это наша марка, — говорит Николай Михайлович. — Наша репутация. Партнерами мы дорожим, но и партнеры знают, что подводить нас нельзя».
Во время нашего разговора с Никандровым раздалось несколько телефонных звонков. По обрывистым фразам нетрудно было догадаться, что собеседники на том конце провода что-то просили.
— Если не секрет, о чем говорите? — поинтересовался я у Николая Михайловича.
— Один звонок был из Петербурга, два — из Новгорода. Просили масло. Отказываю. Нет у нас масла. Все уходит по договорам. Только что самую свежую партию в наше райпо отдали. Это основной покупатель, реализует наше масло в своих магазинах района, продает на ярмарках, которые проводятся в Новгороде и других городах области.
Однако благодаря посреднику, каким, по сути дела, является райпо, Никандров отмечает, что не забыты и жители Поддорья. Им совсем необязательно идти за маслом в магазин. Тем более — куда-то ехать. Продукцию с минимальной наценкой продают в заводском магазине. По 140 рублей за килограмм.
Сейчас поддорское масло фасуется на заводе в бумажные коробки по 5, 10 и 20 килограммов. В ближайших планах — организовать расфасовку масла в пакеты. С этой целью прорабатывается вопрос приобретения современной автоматизированной линии. Предполагается построить цех по производству сыров. Есть и другие задумки, о которых Николай Никандров говорить счел преждевременным, отшутился: «Это наш ответ кризису».
Надо сказать, что за последние годы в реконструкцию и модернизацию предприятия вложены немалые средства. В частности, построена водонапорная башня, установлена новая маслодельная линия, приобретен холодильник-рефрижератор на 30 тонн. Теперь у маслодельного завода нет проблем с хранением продукции.
Кроме сливочного масла, пастеризованного молока, здесь производят спреды. Если еще 5—6 лет назад их выпускали незначительное количество, то уже в прошлом году было произведено более 2900 тонн. В планах на этот год объем увеличить.
— И делается это потому, что сегодня на спреды большой спрос, — говорит Николай Никандров. — Наши спреды поступают в Петербург, Москву, в южные регионы России, на Урал, в Сибирь, на Дальный Восток. И пользуются популярностью, хотя там имеются и свои аналогичные предприятия.
— Вы пытались выяснить, почему именно ваши спреды в этих регионах нарасхват?
— Наши представители выезжали и проводили опросы, анкетирование потребителей нашей продукции в Ростовской области, на Ставрополье, во многих регионах Сибири. Почти все они в один голос заявляли, что спреды, изготовленные в Поддорье, по качеству превосходят этот продукт местных производителей.
Как рассказали и показали специалисты маслодельного завода, технология производства спредов — новая. ГОСТ на эту продукцию разработан в июле 2004 года. И он четко разделяет спред и сливочное масло.
Маслом сливочным коровьим можно назвать лишь продукт, изготовленный из натуральных сливок. А в спредах используют сливки, молоко цельное, пахту, а также в обязательном порядке — растительное масло (это может быть подсолнечное, соевое, арахисовое, пальмовое, кукурузное — в зависимости от сорта). Допускается добавление витаминов, пищевкусовых добавок, ароматизаторов.
— А почему у нас к спредам недоверчивое отношение? — конечно, спросил я у директора.
— По большому счету, спред — продукт для нас новый и непривычный. В странах Европы и Америки он уже давно пользуется высоким спросом. Поэтому за последнее десятилетие ассортимент спредов там увеличился в 10 раз. Их рекомендуют для диетического питания и питания в целях профилактики некоторых заболеваний. Покупателей привлекает также пониженное содержание холестерина и много других достоинств в спредах, — ответил Никандров. —Но всему свое время. Мы тоже оценим достоинства новинки.
Фото автора