— Конечно, секретность нам не нужна, тем более машину уже многие видели на юбилейных торжествах. Скажу больше, с удовольствием водил губернатор области Сергей Митин, а на Кубани на нашем автомобиле проехался и премьер-министр Владимир Путин.
— И каковы впечатления?
— Остались довольными, а Сергей Герасимович даже дал несколько советов по улучшению технических характеристик…
— …И они будут использованы в тракторомобиле?
— Постараемся, ведь машина проходит последние доводочные тесты. Единственное, я бы все- таки не стал называть ее тракторомобилем. По техническим характеристикам это «транспортное средство с широкими возможностями» я назвал бы «мобилетрактором», ведь по всем параметрам автомобильная составляющая в нем на первом месте.
— Да. Разработка машины началась четыре года назад в московском Научном автомобильно- моторном институте — НАМИ. Министерством сельского хозяйства перед конструкторским бюро была поставлена именно такая задача: сделать универсальную машину, которая совмещала бы и автомобиль-самосвал, и трактор малого класса. Идею подсказал рынок, где в нише техники для малого фермерства не хватало именно такого универсала. При широких возможностях он должен быть еще и оптимальным по цене. Разработчики с задачей справились уверенно и в короткие сроки. Уже в 2007 году заказчик увидел первые опытные образцы. Техника понравилась, и было дано «добро» на ее разноплановые испытания в условиях горной Адыгеи, кубанских степей и подмосковного Дмитровского автополигона. В результате был внесен ряд существенных изменений и построена предсерийная партия мобилетракторов.
— Это довольно сложно — решать в одной разработке разные задачи. Тем более что слабость любого гибрида именно в многопрофильности, когда из-за этого и появляются нестыковки.
— Правильно. Но самое главное, что конструкторы НАМИ не пытались соединить невозможное. Нужно было построить универсал, способный и перевозить, и обрабатывать почву. И я могу сказать с полной уверенностью — это получилось. Машина отлично показывает себя при обработке земель площадью до 10 га, на навесное устройство можно установить любой сельскохозяйственный инвентарь — от культиватора до картофелесажалки. Легко перевозит тонну груза на самосвальной платформе и демонстрирует отменную проходимость. При этом обладает большой трехместной кабиной и крейсерской скоростью до 80 км в час. Теперь посмотрим на трактор такого же класса — скорость около 30, в кабине может находиться только один человек, в город не поехать.
— А на мобилетракторе можно и по городским улицам? — Легко. И не только по техтребованиям той же автоинспекции, но и потому, что он легко управляется и прилично держится в потоке даже среди легковых автомобилей. Я сам несколько раз выезжал за последнее время — управление и динамика не хуже армейского УАЗа.
— Кстати, раз речь зашла об армии, может, это тоже потенциальный заказчик на вашу машину?
— Пока мы это не рассматриваем, но и не исключаем. Возможно, министерство обороны заинтересуют широкие возможности мобилетрактора, ведь, например, за счет того, что кабина имеет жесткий сварной каркас, ее легко бронировать. А второй немаловажный фактор — это многолетний опыт, наработанный коллективом завода «Автоспецоборудование», ведь всю советскую историю он трудился только на «оборонку».
— А как получился тандем Московского НАМИ и новгородского «Автоспецоборудования»?
— В выборе места будущего производства нам помог Сергей Герасимович Митин. Он с самого начала курирует наш проект, еще будучи в Минсельхозе, а позже, став губернатором Новгородской области, нашел базу для серийного производства машины на заводе «Автоспецоборудование». В августе прошлого года мы впервые узнали об АСО, в феврале я стал его директором, и совместная команда НАМИ и АСО приступила здесь к реализации проекта. Положение предприятия в то время было крайне тяжелое, и без перспектив на новую продукцию АСО уже был бы банкротом. Но теперь есть и уникальная команда, и уникальный продукт. А это гарантирует, что мы завершим проект и займем свою нишу на рынке. В нашу пользу говорит и тот факт, что сейчас, когда машина еще в предсерийном состоянии, в нашу коммерческую службу уже приходят потенциальные покупатели, готовые хоть завтра купить мобилетрактор.
— И когда их желание совпадет с вашими возможностями?
— Сейчас готовность проекта я оцениваю в 60 процентов. Есть самое главное: разработаны прототип и технология производства. Найдены поставщики и продумана логистика. Территория завода будет использована полностью, нужно только перепрофилировать и заново оснастить все четыре цеха. В первом будут размещены склады и заготовительное производство, во втором — окраска, в третьем — кузовное и сборочный конвейер, в последнем — установка навесок и индивидуальных надстроек на шасси. Испытательный трек планируется сделать по дорогам предприятия.
— Полигон не роскошь?
— Нет, это необходимость. Каждую машину будет принимать отдел сбыта, практически он будет первым клиентом. Поэтому сделаем и стандартные искусственные неровности для проверки работы подвески, и испытательные стенды, и даже дождевую кабину, в которой изделие будет тестироваться на герметичность. Наши планы вполне реальны и осуществимы. Первая предсерийная партия будет выпущена в октябре: это три автомобиля, в них еще будут вноситься небольшие конструктивные изменения, более экономичные решения. А летом начнется серийное производство — по пять автомобилей в день. К концу будущего года это число увеличится до десяти, а в 2011 году — до 20 машин. То есть при выходе на проектную мощность каждые 42 минуты на заводе будет собираться автомобиль.
— А навесные сельхозорудия тоже будет делать ваш завод?
— Нет, этим будут заниматься специализированные фирмы, которые уже сделали практически полный комплекс навесного оборудования: от простейших культиваторов и борон до сложных картофелесажалок и опрыскивателей. Они тоже сейчас проходят испытания, особенно сложные, которые задействованы на вал отбора мощности нашей машины. Плюс к этому уже продуманы инструменты для городских коммунальных служб, например, отвал и цистерна, а также термофургон. На наше шасси легко можно установить помимо навесок еще и ряд модулей-надстроек, при этом они будут легко меняться в условиях любого, даже малоприспособленного гаража.
— Хватит ли в Новгороде квалифицированных кадров?
— Без сомнения. И здесь, как человек приезжий, я могу сказать, что искренне рад инженерно- техническому потенциалу города. При полной загрузке производства у нас будут работать 300 человек, и я уверен, что нам не придется импортировать рабочую силу из других регионов. А еще в автомобилестроении существует так называемый мультипликативный эффект, когда одно рабочее место на автозаводе дает восемь у смежников. И это уже работает, ведь на стадии опытной сборки кабин появились первые пять поставщиков из Новгородской области.
— То есть процесс создания именно новгородского мобилетрактора уже пошел?
— Пошел, и с оценкой «отлично». За две недели работники АСО сделали три первых кабины мобилетрактора, от чертежа до металла, — а это самая сложная кузовная деталь. Кстати, именно наличие кузовного производства на автосборочном предприятии отличает его от фирм, занимающихся так называемой «отверточной сборкой». А это говорит о том, что в Новгороде появился настоящий автомобильный завод.
— И последнее. Будет ли мобилетрактор продаваться по доступной цене?
— Сегодня ориентировочная цена машины с самосвальной платформой — 620 тысяч рублей. Но мы работаем над удешевлением, без потери качества, разумеется. Плюс к этому, как любой автомобильный проект, мобилетрактор будет иметь достаточно большой портфель финансово-лизинговых инструментов для его приобретения. Уже существует договоренность с «Росагролизингом», а Северо-Западный Сбербанк собирается сделать специальную кредитную программу конкретно для нашей продукции. ®