Понедельник, 25 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Уникальная техника уникальной командой

Новгородский завод «Автоспецоборудование» готовится запустить производство автомобилей с широкими возможностями. Пока предсерийные экземпляры проходят последние испытания, а цеха предприятия начинают перепрофилироваться, в коммерческую службу уже поступило около трех тысяч заявок на новую гибридную технику.  
Когда производство выйдет на запланированные объемы и станет ли Новгород маленьким Детройтом, наш корреспондент узнал у директора ОАО «Автоспецоборудование» Андрея МЕЛЕХИНА.
— Андрей Викторович, в последнее время слово «тракторомобиль» уже широко вошло в обиход не только новгородцев, но и россиян, что же скрывается за ним?
— Конечно, секретность нам не нужна, тем более машину уже многие видели на юбилейных торжествах. Скажу больше, с удовольствием водил губернатор области Сергей Митин, а на Кубани на нашем автомобиле проехался и премьер-министр Владимир Путин.
— И каковы впечатления?
 — Остались довольными, а Сергей Герасимович даже дал несколько советов по улучшению технических характеристик…
— …И они будут использованы в тракторомобиле?
— Постараемся, ведь машина проходит последние доводочные тесты. Единственное, я бы все- таки не стал называть ее тракторомобилем. По техническим характеристикам это «транспортное средство с широкими возможностями» я назвал бы «мобилетрактором», ведь по всем параметрам автомобильная составляющая в нем на первом месте.
—Этого и добивались конструкторы?
— Да. Разработка машины началась четыре года назад в московском Научном автомобильно- моторном институте — НАМИ. Министерством сельского хозяйства перед конструкторским бюро была поставлена именно такая задача: сделать универсальную машину, которая совмещала бы и автомобиль-самосвал, и трактор малого класса. Идею подсказал рынок, где в нише техники для малого фермерства не хватало именно такого универсала. При широких возможностях он должен быть еще и оптимальным по цене. Разработчики с задачей справились уверенно и в короткие сроки. Уже в 2007 году заказчик увидел первые опытные образцы. Техника понравилась, и было дано «добро» на ее разноплановые испытания в условиях горной Адыгеи, кубанских степей и подмосковного Дмитровского автополигона. В результате был внесен ряд существенных изменений и построена предсерийная партия мобилетракторов.
— Это довольно сложно — решать в одной разработке разные задачи. Тем более что слабость любого гибрида именно в многопрофильности, когда из-за этого и появляются нестыковки.
— Правильно. Но самое главное, что конструкторы НАМИ не пытались соединить невозможное. Нужно было построить универсал, способный и перевозить, и обрабатывать почву. И я могу сказать с полной уверенностью — это получилось. Машина отлично показывает себя при обработке земель площадью до 10 га, на навесное устройство можно установить любой сельскохозяйственный инвентарь — от культиватора до картофелесажалки. Легко перевозит тонну груза на самосвальной платформе и демонстрирует отменную проходимость. При этом обладает большой трехместной кабиной и крейсерской скоростью до 80 км в час. Теперь посмотрим на трактор такого же класса — скорость около 30, в кабине может находиться только один человек, в город не поехать.
— А на мобилетракторе можно и по городским улицам? — Легко. И не только по техтребованиям той же автоинспекции, но и потому, что он легко управляется и прилично держится в потоке даже среди легковых автомобилей. Я сам несколько раз выезжал за последнее время — управление и динамика не хуже армейского УАЗа.
— Кстати, раз речь зашла об армии, может, это тоже потенциальный заказчик на вашу машину?
— Пока мы это не рассматриваем, но и не исключаем. Возможно, министерство обороны заинтересуют широкие возможности мобилетрактора, ведь, например, за счет того, что кабина имеет жесткий сварной каркас, ее легко бронировать. А второй немаловажный фактор — это многолетний опыт, наработанный коллективом завода «Автоспецоборудование», ведь всю советскую историю он трудился только на «оборонку».
— А как получился тандем Московского НАМИ и новгородского «Автоспецоборудования»?
— В выборе места будущего производства нам помог Сергей Герасимович Митин. Он с самого начала курирует наш проект, еще будучи в Минсельхозе, а позже, став губернатором Новгородской области, нашел базу для серийного производства машины на заводе «Автоспецоборудование». В августе прошлого года мы впервые узнали об АСО, в феврале я стал его директором, и совместная команда НАМИ и АСО приступила здесь к реализации проекта. Положение предприятия в то время было крайне тяжелое, и без перспектив на новую продукцию АСО уже был бы банкротом. Но теперь есть и уникальная команда, и уникальный продукт. А это гарантирует, что мы завершим проект и займем свою нишу на рынке. В нашу пользу говорит и тот факт, что сейчас, когда машина еще в предсерийном состоянии, в нашу коммерческую службу уже приходят потенциальные покупатели, готовые хоть завтра купить мобилетрактор.
— И когда их желание совпадет с вашими возможностями?
— Сейчас готовность проекта я оцениваю в 60 процентов. Есть самое главное: разработаны прототип и технология производства. Найдены поставщики и продумана логистика. Территория завода будет использована полностью, нужно только перепрофилировать и заново оснастить все четыре цеха. В первом будут размещены склады и заготовительное производство, во втором — окраска, в третьем — кузовное и сборочный конвейер, в последнем — установка навесок и индивидуальных надстроек на шасси. Испытательный трек планируется сделать по дорогам предприятия.
— Полигон не роскошь?
— Нет, это необходимость. Каждую машину будет принимать отдел сбыта, практически он будет первым клиентом. Поэтому сделаем и стандартные искусственные неровности для проверки работы подвески, и испытательные стенды, и даже дождевую кабину, в которой изделие будет тестироваться на герметичность. Наши планы вполне реальны и осуществимы. Первая предсерийная партия будет выпущена в октябре: это три автомобиля, в них еще будут вноситься небольшие конструктивные изменения, более экономичные решения. А летом начнется серийное производство — по пять автомобилей в день. К концу будущего года это число увеличится до десяти, а в 2011 году — до 20 машин. То есть при выходе на проектную мощность каждые 42 минуты на заводе будет собираться автомобиль.
— А навесные сельхозорудия тоже будет делать ваш завод?
— Нет, этим будут заниматься специализированные фирмы, которые уже сделали практически полный комплекс навесного оборудования: от простейших культиваторов и борон до сложных картофелесажалок и опрыскивателей. Они тоже сейчас проходят испытания, особенно сложные, которые задействованы на вал отбора мощности нашей машины. Плюс к этому уже продуманы инструменты для городских коммунальных служб, например, отвал и цистерна, а также термофургон. На наше шасси легко можно установить помимо навесок еще и ряд модулей-надстроек, при этом они будут легко меняться в условиях любого, даже малоприспособленного гаража.
— Хватит ли в Новгороде квалифицированных кадров?
— Без сомнения. И здесь, как человек приезжий, я могу сказать, что искренне рад инженерно- техническому потенциалу города. При полной загрузке производства у нас будут работать 300 человек, и я уверен, что нам не придется импортировать рабочую силу из других регионов. А еще в автомобилестроении существует так называемый мультипликативный эффект, когда одно рабочее место на автозаводе дает восемь у смежников. И это уже работает, ведь на стадии опытной сборки кабин появились первые пять поставщиков из Новгородской области.
— То есть процесс создания именно новгородского мобилетрактора уже пошел?
— Пошел, и с оценкой «отлично». За две недели работники АСО сделали три первых кабины мобилетрактора, от чертежа до металла, — а это самая сложная кузовная деталь. Кстати, именно наличие кузовного производства на автосборочном предприятии отличает его от фирм, занимающихся так называемой «отверточной сборкой». А это говорит о том, что в Новгороде появился настоящий автомобильный завод.
— И последнее. Будет ли мобилетрактор продаваться по доступной цене?
— Сегодня ориентировочная цена машины с самосвальной платформой — 620 тысяч рублей. Но мы работаем над удешевлением, без потери качества, разумеется. Плюс к этому, как любой автомобильный проект, мобилетрактор будет иметь достаточно большой портфель финансово-лизинговых инструментов для его приобретения. Уже существует договоренность с «Росагролизингом», а Северо-Западный Сбербанк собирается сделать специальную кредитную программу конкретно для нашей продукции. ®
 
Сергей ТОМИН

РЕКЛАМА

Еще статьи

Итогом «нулевых чтений» проекта бюджета стал ряд рекомендаций по рассмотренным направлениям. Они будут проработаны ко второму чтению законопроекта.

Приоритеты расставлены чётко

Комитет Новгородской областной Думы по бюджету, налогам и тарифам завершил предварительное рассмотрение проекта областно...

20.11.2024 | Экономика

Линия по отжиму яблок хоть и б/у, но работает исправно.

Бизнес на яблоках

В Шимском районе открылось производство сидра

20.11.2024 | Экономика

Марина ГОРБАЧЕВА,  заместитель министра финансов Новгородской области

Как сократить новогодние траты?

Марина ГОРБАЧЕВА, заместитель министра финансов Новгородской области

20.11.2024 | Экономика

Пар-мастер помогает усилить оздоровительный эффект бани с помощью веничного массажа.

Под парами

Новгородка Ульяна Львова научит банному искусству

06.11.2024 | Экономика

Всего в этом году по программе «Самолёт» обучались 55 самозанятых.

Продвижение и развитие

В Новгородской области завершился последний в этом году сезон программы для самозанятых «Самолёт»

06.11.2024 | Экономика

В компании используют собственные принты краснокнижных растений и животных.

По мотивам Красной книги

Лучшим «Растущим брендом Новгородской области» стала фабрика женской одежды

23.10.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА