По словам Натальи Чушковой, администратора офиса ООО «Центр автомобильного и водного туризма», до 90-х годов в Великом Новгороде был достаточно развит рынок проката. Взять напрокат коляску, пылесос или холодильник было доступно, а потому востребовано. Сейчас, как говорят участники рынка бытовых услуг, наблюдается тенденция возрождения и развития этого сектора.
Автомобильность
Как считает Наталья Чушкова, прокат велосипедов и роликов — не новое направление услуг в городе. А вот предложение по аренде автомобилей появилось совсем недавно.
— Изначально мы рассчитывали на туристов и заключали договоры с гостиницами, где размещали информацию о себе, — говорит Александр АЛТУХОВ, директор филиала Санкт-Петербургской компании «A-Rent» в Великом Новгороде. — Но получилось, что туристы крайне редко пользовались этой услугой. Чаще всего к нам обращались новгородцы, чьи машины в ремонте, или люди, приехавшие в командировку на несколько дней.
Стоимость аренды зависит от класса машины и срока. Например, аренда на сутки Renault Logan будет стоить 1600 рублей. Превышение установленного лимита пробега — 200 километров — оплачивается дополнительно. С повышением класса авто повышаются и все расценки. Для сравнения: стоимость аренды той же марки автомобиля в Питере обойдется туристу на 400 рублей дешевле.
— Высокие расходы на содержание машин и пока не очень высокая популярность этой услуги заставляет нас увеличивать стоимость проката в Новгороде, — говорит директор.
Велотема
Хороший велосипед стоит в среднем тысяч десять. Но не каждый может его купить и не у всех есть место для хранения. Прокат решает эти проблемы, однако до сих пор эту услугу никто толком не предлагал. Точка проката велосипедов существует на улице Ломоносова, но те, кто брал там велосипеды, жаловались на их состояние и отсутствие выбора.
Сейчас ситуация поменялась в лучшую сторону. Пункт проката работает и в центре Новгорода, что очень удобно жителям и гостям города. Количество и качество велосипедов вполне удовлетворяет потребителей.
По словам Галины ТОЛКАЧЁВОЙ, специалиста офиса туризма «Красная изба», байки на прокат в будни берут человек пять, в выходной — в два раза больше. Причем чаще всего в выходные приходят родители с детьми, а в будни — молодежь. Туристы пока редко пользуются этой услугой.
Покататься пару часов по Великому Новгороду стоит 120 рублей. А взять велосипед на сутки — 600 рублей. Если сравнить наши цены на велопрокат с европейскими, то один час там будет стоить 180 рублей, сутки — в 2,5 раза больше. Получается, что почасовая оплата примерно одинаковая, а вот посуточно брать велик в Европе гораздо дешевле.
— Превосходно, что в Великом Новгороде возобновился велопрокат. Это новая страница в развитии велосипедного досуга и туризма в Новгородской области, — говорит Елена МИХАЙЛОВА, координатор проекта «ВЕЛО-ВЕЛИКий Новгород». — Однако вызывают вопросы несколько моментов. Например, очень высокие цены на прокат. Если компания из четырёх человек за сутки накатает на 2400 руб., то поневоле задумаешься: может, лучше выбрать прокат автомобиля? И очень неудобно, что в качестве залога нужно оставить паспорт или 4000 рублей.
Ролики отбросил
К сожалению, этим летом не получится взять в аренду ролики — их прокат не открылся. На протяжении четырех последних лет на Софийской площади стояла автомашина, в которой собственно пункт проката и работал. По словам Дмитрия Белова, индивидуального предпринимателя, заниматься прокатом роликов было выгодно первые два года. Людям это было интересно, стоило недорого: 80 рублей в час для взрослых и 50 рублей для детей.
Но с каждым годом становилось сложнее привлечь внимание к этой услуге. Сказалось отсутствие условий для катания и сложность в ремонте обслуживания коньков. Последний год был и вовсе убыточным, и предприниматель решил закрыть точку.
Но сейчас в Новгороде появился хороший асфальт, есть места, где можно кататься, роллер-культура активно развивается. Так что, возможно, прокат снова будет работать.
Елена УСКОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)