Вообще, по данным УВД, в первом квартале текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2008-го рост числа краж автомобилей составил 20%, при этом раскрывается всего десятая часть. Среднестатистические данные по России не более обнадёживающие: по словам начальника следственного управления Сергея ОЧЕРЕДЬКО, раскрываемость автоугонов не превышает 15%.
Удивляет, однако, что, оказывается, милиция достаточно информирована о деятельности авто-угонщиков.
— В основном кражами автомобилей занимаются организованные преступные группы, в которых роли участников чётко распределены: одни угоняют, вторые меняют маркировку и цвет автомобиля, третьи занимаются реализацией, — заявил глава СУ. — И часто все операции с машиной и сбыт происходят за пределами Новгородской области: в Тверской, Ленинградской и других. Мы, разумеется, обмениваемся с коллегами оперативной информацией, составляем совместные планы работы, но трудность заключается в том, что эти ОПГ — обычно глубоко законспирированы. Их участники при задержании зачастую не знают друг друга и не могут выдать всю цепочку. Поэтому чаще всего задерживаем одиночек, которые пытаются распродать украденную машину по частям в Новгородской области либо сбыть целиком.
Где же тут логика? Структуру преступного бизнеса милиция знает, но ОПГ выявить не может. Да ещё и пеняет: вот, мол, законспирировались!
Примечательно, что начальник СУ привёл и примеры удачных оперативных разработок преступных групп, поставивших угон авто на поток. Деятельность первой ОПГ, состоявшей из трех новгородцев, была пресечена сотрудниками УВД в 2007 году. У преступников даже была собственная мастерская, служившая перевалочной базой для угнанных машин. Правда, группа «автокрадов», по информации милиции, являлась всего одним из звеньев большой цепи, установить которую не удалось. Вторая разработка принадлежит новгородскому УФСБ, выявившему организованное преступное сообщество в составе 19 человек.
Значит, всё-таки можем. Или — иногда везет?