Понедельник, 25 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Для инновационного бизнеса готовят «бульон»

{mosimage}В Великом Новгороде началась разработка концепции инновационной поддержки предпринимательства. Новый документ, как предполагается, увидит свет не позднее 1 апреля нынешнего года и, возможно, станет основой для одноименной муниципальной программы.Один из авторов концепции — Виктор СОКОЛ,
директор Северного филиала Российского госуниверситета инновационных технологий и предпринимательства.В Великом Новгороде началась разработка концепции инновационной поддержки предпринимательства. Новый документ, как предполагается, увидит свет не позднее 1 апреля нынешнего года и, возможно, станет основой для одноименной муниципальной программы.
Один из авторов концепции — Виктор СОКОЛ, директор Северного филиала Российского госуниверситета инновационных технологий и предпринимательства.
— Виктор Васильевич, что же такое инновация и чем она отличается, скажем, от новшества или изобретения?
— Инновация — это и есть новшество, но обязательно внедренное в производство, выведенное на рынок и дающее коммерческий результат — прибыль. Приведу пример. В Академии наук разработали пластмассу, реагирующую на радиационное излучение. Уникальный материал, прорыв в физической химии, предназначался для атомной энергетики. Но коммерческая реализация открытия оказалась под сомнением, когда выяснилось, что российским электростанциям такой пластмассы требуется не более 2 кг в год. Изобретению грозило забвение, если бы не предприниматель, придумавший производить из нового материала необычные детские игрушки. Идет ребенок с мамой на пляж, берет с собой куклу. Малыш загорает, и кукла тоже: меняет цвет, показывает, когда лимит безопасного пребывания на солнце исчерпан. Коммерческий успех инновации оказался грандиозным.
— То есть суть инновации в том, чтобы не только что-то изобрести, но и наладить производство, а затем и продажу этого изобретения?
— Вот именно, и здесь речь идет уже об инновационном бизнесе, который, кстати, нередко путают с инновационной деятельностью.
— А разве это не одно и то же?
— Нет. Инновационную деятельность сегодня ведут многие новгородские предприятия. Это приобретение новых программных продуктов и технологий, совершенствование систем энергосбережения и качества, переход на использование современных материалов. А вот тех, кто трудится над разработкой и коммерциализацией идей, создает наукоемкий продукт и затем продает его на рынке, ведет бизнес, другими словами, — не более десятка. Для такого города, как Великий Новгород, — это, несомненно, очень мало.
— Но ведь инновационный бизнес, кажется, по определению не может быть массовым?
— Согласен, не может. Но его, как и любую другую предпринимательскую деятельность, необходимо развивать и поддерживать. И, возможно, даже больше, поскольку наладить производство и продажу наукоемкого продукта в разы сложнее и рискованнее, чем, скажем, майонеза. При этом нельзя забывать, что получить финансирование под такого рода проекты, особенно на уровне идеи, практически невозможно. Российские банки в принципе и так не особенно жалуют малый бизнес. А уж инновационный тем более: ведь это процесс, связанный с большими рисками.
— Как же он тогда существует?
— Благодаря предприимчивости его руководителей, а также грантам, фондам и специальным программам, содействующим развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Например, есть такие программы — «Старт» и «Умник». Они дают возможность запустить инновационный проект практически с нуля. Интересная идея имеет шанс получить финансирование в 300—500 тыс. руб. На эти деньги начинающий предприниматель может приобрести необходимое оборудование, материалы, арендовать офис. В Новгородской области за последние 5 лет такую помощь получили более 10 предприятий и молодых ученых, рискнувших открыть наукоемкий бизнес.
— Раньше, в доперестроечные времена, все хлопоты по поддержке инноваций брало на себя государство. Оно было заказчиком, предоставляло базу для исследований и производства опытных образцов, финансировало проекты и готовило кадры…
— Тогда инновационные идеи развивались на базе вузов, отраслевых НИИ, конструкторских бюро, являвшихся подразделениями предприятий. В 80-е годы в Новгородской области сформировался целый слой научно-технической интеллигенции. Тысячи инженеров работали на десятках промышленных предприятий, высокотехнологичных производствах, в научно-исследовательских лабораториях, в том числе и Новгородского политехнического института. В начале 90-х промышленность встала, научно-прикладные программы свернулись, финансирование сократилось. Новгородские ученые и инженеры стали думать не о том, как удовлетворить творческие амбиции, а где заработать на хлеб. Потянулись за рубеж, растворились на просторах торговых рынков, переквалифицировались в продавцов, менеджеров, финансистов, в кого угодно. Что получилось в итоге? Малый бизнес, конечно, стал расцветать. Но в основном в сфере торговли и услуг. А в науке и производстве произошел колоссальный разрыв поколений в 15—20 лет.
— Теперь этот разрыв необходимо восстанавливать?
— Обязательно, ведь современной новгородской экономике умные головы, способные генерировать и воплощать идеи, нужны ничуть не меньше, чем два десятка лет назад. К счастью, престиж профессии инженера, человека науки, в последние годы повышается. На новгородском «Заводе ГАРО», например, создан инженерный центр, где работает в основном молодежь.
А вообще молодых людей, желающих заниматься наукой и производством, становится все больше. Например, в минувшем году конкурс в наш вуз составлял 12—14 человек на место. Одна из самых востребованных специальностей — управление инновациями.
— Поделитесь основными соображениями относительно будущего содержания концепции по инновационной поддержке малого бизнеса Великого Новгорода.
— Я думаю, в концепции должно быть два основных направления: по поддержке инновационного бизнеса как такового и предприятий, ведущих инновационную деятельность и внедряющих инновационные технологии. Для того чтобы и те, и другие эффективно развивались, важно подготовить благоприятную питательную среду, некий «бульон», в котором они, кипя идеями, могли бы создавать собственный конкурентный продукт. Основой  должно стать постоянное взаимодействие высшей школы, науки, производства, власти, финансовых институтов, ассоциаций товаропроизводителей и так далее. Может быть, стоит задуматься о создании регионального центра по координации инвестиционной деятельности среди малых предприятий, который бы обеспечивал бизнесу доступ к необходимым ресурсам, занимался маркетингом, защитой интеллектуальной собственности, помогал выводить продукт на рынок. Изобретать велосипед в этом деле вовсе необязательно. В мире есть немало примеров частного и государственного партнерства в области поддержки инноваций: бизнес-ангелы (частные инвесторы, финансирующие рискованные инновационные проекты), венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, государственные гарантийные фонды и так далее. Кстати, все это, за исключением, пожалуй, бизнес-ангелов, в России уже есть, и в немалых количествах. Но вот работает как-то пока не очень эффективно. Чтобы инновационный бизнес развивался, нужны новые шаги.
— В Великом Новгороде таких шагов вроде бы предпринимается немало. Из последних — решение о разработке концепции инновационной поддержки предпринимательства, муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего бизнеса на 2008—2010 годы», где инновации названы в числе приоритетов. На областном уровне создан гарантийный фонд, продолжается практика возмещения части процентной ставки по кредитам. Как думаете, поможет это инновационному бизнесу выйти на новые рубежи?
— Хочется надеяться на это. Но мне кажется, сегодняшняя его проблема — не в недостатке внимания со стороны государства, его-то как раз хватает. Она — в отсутствии выстроенной, работающей системы поддержки инноваций, низкой конкуренции в этом виде бизнеса, что приводит к отсутствию принципиально новых, быстроликвидных идей. Таких, которые инвестор «оторвет с руками и ногами». Они, безусловно, есть, но их очень мало, и в основном в области информационных технологий.
 
Ольга СЕМЁНОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Итогом «нулевых чтений» проекта бюджета стал ряд рекомендаций по рассмотренным направлениям. Они будут проработаны ко второму чтению законопроекта.

Приоритеты расставлены чётко

Комитет Новгородской областной Думы по бюджету, налогам и тарифам завершил предварительное рассмотрение проекта областно...

20.11.2024 | Экономика

Линия по отжиму яблок хоть и б/у, но работает исправно.

Бизнес на яблоках

В Шимском районе открылось производство сидра

20.11.2024 | Экономика

Марина ГОРБАЧЕВА,  заместитель министра финансов Новгородской области

Как сократить новогодние траты?

Марина ГОРБАЧЕВА, заместитель министра финансов Новгородской области

20.11.2024 | Экономика

Пар-мастер помогает усилить оздоровительный эффект бани с помощью веничного массажа.

Под парами

Новгородка Ульяна Львова научит банному искусству

06.11.2024 | Экономика

Всего в этом году по программе «Самолёт» обучались 55 самозанятых.

Продвижение и развитие

В Новгородской области завершился последний в этом году сезон программы для самозанятых «Самолёт»

06.11.2024 | Экономика

В компании используют собственные принты краснокнижных растений и животных.

По мотивам Красной книги

Лучшим «Растущим брендом Новгородской области» стала фабрика женской одежды

23.10.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА