Пока что новгородский малый бизнес ощущает на себе влияние сложной экономической ситуации лишь опосредованно: повышение процентных ставок по кредитам, ужесточение требований к заемщикам и залогу, а также уменьшение объемов кредитования.
Еще одна проблема, с которой уже пришлось столкнуться предпринимателям, связана с частичным падением потребительского спроса на товары и услуги. При этом оптовые закупочные цены, а также стоимость аренды помещений продолжают расти.
— Покупатели начинают экономить и приобретают только самое необходимое, а мы, разумеется, зависим от объема продаж, — говорит директор ООО «Мастер» Татьяна Логинова.
Впрочем, стоит отметить, что на данный момент некоторые предприниматели признают, что их компании вовсе не ощутили на себе влияние экономического кризиса.
— Сейчас мы работаем в обычном режиме, — рассказывает директор ООО «Чистый исток» Сергей Кондакчян. — Понятно, что со временем мировая ситуация отразится на всех компаниях, но я считаю, что это станет своеобразной проверкой на прочность. Основное проявление кризиса будет заключаться в том, что слабые, неконкурентоспособные предприятия исчезнут с рынка или будут поглощены более крупными.
В экономически сложных условиях предприниматели уже начинают искать средства, помогающие сохранить рентабельность бизнеса. Казалось бы, наиболее простой способ сократить расходы на выпуск продукции — сократить число работников или понизить заработную плату. Однако представители малого бизнеса понимают, что после принятия таких мер ни одна компания не сможет эффективно развиваться. Большинство предпринимателей концентрируют усилия на повышении качества товаров и обслуживания. Представители компаний, специализирующихся на обучении бизнесменов, отмечают повышение интереса к тренингам для сотрудников, работающих с клиентами, и к проектам по оценке персонала.
— Преимущество малого бизнеса заключается в том, что он гибок и может приспособиться к изменившимся экономическим условиям, — говорит Юлия Ротанова. — Предприниматели могут перестроить работу и начать осваивать новые сферы деятельности, пойти туда, куда направит обстановка, сложившаяся на рынке. Малый бизнес переживет кризисную ситуацию именно за счет своей креативности.
Возможно, в сложившейся обстановке малый бизнес сможет рассчитывать на некоторую дополнительную поддержку властей. Во всяком случае, на этом настаивают общественные организации, занимающиеся поддержкой предпринимательства. Так, «ОПОРА России» намерена предложить правительству ввести для малых и средних предприятий годовую беспроцентную отсрочку по налоговым платежам за 2008 год. Кроме того, организация предложит снизить ставки аренды на государственное и муниципальное имущество.