Два дня в Великом Новгороде продолжалась медовая феерия
Эти дни (7—8 сентября) стали настоящим праздником для жителей областного центра.
Где еще можно увидеть такую россыпь разноцветных палаток, возле которых дымились самовары, а нарядные и веселые девушки зазывали пришедших на площадь Победы-Софийскую отведать медок и купить. Новгородцы это оценили и охотно приобретали товар.
— Вчера на ярмарке на Центральном рынке мы мед продали за полтора часа и помчались домой за новой партией, — сказала гостья из Мошенского района Мария АНТОНОВА. — И сегодня, как видите, бойко идет торговля. А почему? Мы представляем мед личного подсобного хозяйства Натальи Кондратьевой, а добрая слава об этом меде далеко шагнула...
Полёт пчелы
Мошенской район — один из лидеров в регионе по развитию пчеловодства. Если еще пять лет назад этим выгодным делом там занималось 40 человек, то сейчас — в два раза больше. Существенно возросло количество пчелосемей, сейчас их численность достигла 1200. Любопытна и еще одна цифра: пчеловодство в районе стало хорошим источником дополнительного заработка. В текущем году будет около 17 миллионов рублей на круг пасечников.
Проходя вдоль торговых рядов, невольно обращаешь внимание на красочные наряды торгующих, песни, шутки, как и бывает на праздниках. Вот взять палатку Владимира ТРЕПАКОВА из Чудовского района. Он привез на ярмарку янтарный мед, улей, медогонку и даже баян.
— Я беру его в руки и пою, когда на душе тяжело. Знаете, помогает: пчелы быстрее летят за взятком, — смеется Владимир Федорович. — Они у меня вообще труженицы. Тонн пять меда принесли в этом году.
Беседуя с собравшимися пчеловодами, удивлялся: до чего интересные и любопытные это люди! Вот Виктор РЕЗНИКОВ. Он представляет Боровичский район, хотя сам из Тамбова. Почему так получилось? В Тамбове у Виктора Борисовича пасека, он ее на самолете перевез из Душанбе, откуда пришлось в 90-е уехать. Поначалу на пробу он возил мед родне в Боровичи, а потом, когда увидел, что здесь есть возможность завести свой бизнес, перевез в город на Мсте почти сотню пчелосемей. Дело пошло, сегодня Виктор думает о создании пасеки в 200 ульев.
Рядом с Резниковым бойко торгует медом Сергей ХОМКО из деревни Кипино Демянского района. Жалуется. На что? На то, что приходится воевать с медведями. Недоумевает пчеловод, почему мишки повадились на его пасеку? Два полных меда улья разломали. Наверное, по вкусу им пришелся его мед. Зла на непрошеных гостей Сергей Сергеевич не держит, но все же решил обезопасить свою пасеку в удаленном урочище электропастухом, надеясь, что тот пощекочет нервы косолапым хулиганам, отвадит их.
Хороший мёд цена портит
…К обеду народу на площади прибавилось, люди приходили семьями, с маленькими ребятишками. Они не только дегустировали мед, но и делали покупки. Причем брали банками. Среди покупателей оказался и депутат Государственной Думы Алексей ЧЕПА, который охотно поделился впечатлениями от увиденного.
— Я купил здесь банку меда и пыльцу по поручению семьи, такой наказ был сделан мне, — сказал Алексей Васильевич. — Почему именно ваш мед? О нем добрая слава ходит по Москве. Сегодня я слышал сетования новгородских пчеловодов на проблему сбыта полученной продукции. Полагаю, у вас есть возможности и достаточные объемы меда, чтобы поставлять его даже на экспорт.
Реализация областной целевой программы по развитию пчеловодства дает желаемый результат. С 2010 года количество пчелосемей в нашем регионе увеличилось в полтора раза и составляет сейчас 23 тысячи. А производство меда превышает 500 т. Пять лет назад было около 120. Сказались усилия по популяризации отрасли, финансовая поддержка областного бюджета.
Кажется, все идет хорошо, у пчеловодства есть возможность успешно развиваться и дальше. Но многие бьют тревогу: куда девать полученный мед? Об этом на ярмарке люди говорили губернатору Сергею МИТИНУ и председателю областной Думы Елене ПИСАРЕВОЙ.
— Год нынешний для пчеловодов оказался весьма удачным, — отвечая на вопрос главы региона, сказал пасечник из деревни Лозницы Старорусского района Виктор ФОМИЧЕВ. — Я собрал полторы тонны меда. Но в нашей глубинке мне такое количество не продать. Как быть? Сворачивать производство не хочется, наоборот, думаю об увеличении пчелосемей.
— Мы не случайно открыли завод по расфасовке меда в Мойке Батецкого района, — сказал Сергей МИТИН. — Он может принимать в год до трех тысяч тонн меда, правда, по цене 150 рублей за килограмм. Понятно, не всех такая цена устраивает. А вас?
— Я подумаю. Для меня важно в один прием сдать мед, чтобы голова не болела, — отвечает Виктор Фомичев.
К разговору подключаются находившиеся рядом пчеловоды. Александр КОРЕШКОВ из села Бронница Новгородского района сетует, что нет широкой рекламы на медовые ярмарки, поэтому немного народа их посещает. Губернатор тут же дает поручение департаменту сельского хозяйства и продовольствия области, Новоблпотребсоюзу, чтоб замечание пчеловода взяли на заметку. Посоветовавшись с присутствующими и выполняя пожелания пасечников, Сергей Митин обещает, что теперь праздники меда в Новгороде станут проводиться ежегодно — во вторые субботу и воскресенье сентября.
Но этим не ограничатся меры, направленные на сбыт меда. Продолжится проведение традиционной межрегиональной Успенской ярмарки в Чудове. В этом году она состоится 21 сентября. На ярмарку приезжает большое количество жителей нашего региона, соседних областей и Северной столицы.
— Правда, не у всех пчеловодов есть время и возможность в этих ярмарках участвовать, — соглашается с присутствующими губернатор. — В связи с этим я даю поручение департаменту сельского хозяйства проработать вопрос создания небольшой компании, которая будет вести закупку меда у населения. Для решения этой задачи должно более активно работать некоммерческое партнерство пчеловодов.
Некоторые пасечники считают, что проблема со сбытом меда обусловлена тем, что много его в область поступает из других регионов. Раздавались даже призывы ввести запрет на ввоз в нашу область меда. А вот Александр ЧУМАКОВ из Шимского района, который получает вот уже два года по 10 т меда, думает иначе.
— Какие запреты? Какие шлагбаумы? Это абсурд, — говорит он. — Пусть люди едут к нам, но только с хорошим медом. На рынке должна быть здоровая конкуренция. Меня беспокоит другое: к нам завозится много фальсифицированного меда. Вот в чем беда. Он продается дешевле, и многие на это клюют, не предполагая, что покупают разбавленный водой мед с добавлением красителей. Некоторые дельцы пошли еще дальше. Они привозят сушеный мед из Китая, разводят водой и продают…
В ходе общения Сергея Митина с пчеловодами поднималась такая важная тема, как потребление меда населением области. Губернатор подчеркнул, что это только кажется, что в области перепроизводство меда. На самом деле это не так. В России потребляется меда в 2,5 раза меньше, чем, к примеру, в Германии. В нашем регионе меда мы едим больше, чем в среднем по стране, но отстаем от стран Европы. Что делать?
Пропагандировать мед, чтобы он был на столе в каждой семье.
Губернатор не только призывает к этому новгородцев, но и подает пример. По словам Сергея Митина, в их доме нет сахара. Все, включая детей и внуков, потребляют только новгородский мед. Чтобы так поступали и другие жители области, в СМИ, на радио, телевидении должны выступать медики, ученые с рассказами о значимости меда для здоровья человека, о важности этого целебного продукта.
Кстати, медики давно установили, что:
• мед обладает противогрибковыми, антивирусными и антибактериальными свойствами;
• использование меда при ожогах, язвах, ранах и порезах в несколько раз ускоряет их заживление;
• для людей, больных диабетом второй степени, мед может служить отличным заменителем сахара;
• мед естественным образом снимает воспаление тканей и способствует удержанию в организме кальция.
Вот и делайте выводы!
Не дай себя обмануть, когда покупаешь мёд у незнакомых продавцов
Обратите внимание на внешний вид, консистенцию, вкус, аромат меда. Мед может быть жидким или густым (закристаллизованным). Жидкий мед, как правило, бывает в июле — августе, в период его откачки. Затем через месяц-другой он кристаллизуется.
Если в зимнее время или весной продается жидкий мед, значит, он подогрет или фальсифицирован. Исключение составляет мед с белой акации, который дольше не кристаллизуется, и вересковый, превращающийся в желеобразную массу.
Жидкий мед должен быть зрелым, то есть содержать не более 20% воды. Чтобы убедиться в этом, мед надо навернуть на ложку. Если он не стекает — значит, зрелый. Мед не должен вспениваться и расслаиваться.
Расслоение — признак недозрелого меда.
Окраска меда бывает различная — от светлой до темной с множеством оттенков. К светлым медам относятся липовый, подсолнечный, кипрейный, малиновый, клеверный, донниковый, эспарцетовый, акациевый, каштановый и другие; к темным — гречишный, вересковый, падевый.
Мед хранят в стеклянной или эмалированной посуде. Банки с медом не следует держать вместе с резкопахнущими продуктами (мед быстро впитывает запахи), а также в сыром месте из-за его гигроскопичности.
Нельзя оставлять мед на свету. Через 48 часов свет разрушает биологически активные вещества меда.
По дедову наказу бывший инженер стал настоящим пчеловодом
— Да-а-а, — вспоминает Юрий Логинович, показывая свои владения. – Знали бы вы, как мой дед мечтал, чтобы я стал пчеловодом! Пасека у него была большая. Помню, сени в доме были заставлены бидонами, от которых шел аромат трав. Еще помню деда, ходившего по пасеке в линялых штанах и ситцевой рубахе. Сколько было радости, когда он мне давал покрутить медогонку!
Мечта деда сбылась спустя 35 лет. За эти годы Юрий ЕРМОЛАЕВ успел окончить школу, политех, поработать инженером, а когда предприятие приказало долго жить, остался без работы. И тут вспомнил детство: кипящий самовар на столе, рядом плошка с медом и пчелки, которые почему-то не жалили, проносясь над его пышной шевелюрой.
Вспомнил и решил: хватит жить в растерянности, надо выполнять пожелание деда. И для начала завел несколько ульев. А тут еще случай подвернулся: рядом с его участком в Курицке сосед предложил ему купить 15 соток. Посмотрел Юрий Логинович на землицу и за голову схватился: болото! Разве что для пасеки может пригодиться.
— Для начала я обзавелся двумя пчелосемьями, помня рассказы деда, который поучал меня, что здоровая семья — это до 80 тысяч пчел, способных за лето, летая от цветка к цветку, собрать 60 килограммов меда, — говорит Юрий Логинович. — В тот год у меня, правда, вышло поменьше, но я этим делом сильно увлекся. Стал перелистывать журналы, в Интернет заглядывать.
За пять лет, что Юрий Ермолаев занимается пчеловодством, его пасека разрослась до 60 пчелосемей. Юрий Логинович говорит, что ему труда не составит довести пасеку до 150—200 пчелосемей, но тогда встанет вопрос, куда девать полученный мед. Сегодня он собирает более тонны, и приходится побегать, чтобы его сбыть.
Тем не менее при всех сложностях с продажей мед Ермолаеву приносит хороший доход, какой он в цифрах, пчеловод не стал называть, а я постеснялся спросить. Да и неприлично считать деньги в чужом кармане. Кроме меда, он продает порядка десяти пчелосемей в год, по десять тысяч рублей за каждую. А также — до сорока маток по 1000 рублей за матку.
Показывая пасеку, Юрий Логинович пригласил заглянуть в его мастерскую. Боже мой, каких только станков и инструментов в ней нет! Юрий Логинович пошутил, что ему, дипломированному инженеру, стыдно было бы покупать готовые ульи, сам мастерит. Да такие, что за их чертежами обращаются пчеловоды из Курска, Сибири, с Урала и даже Дальнего Востока. Откуда они узнали о творениях коллеги из небольшой новгородской деревушки на берегу озера Ильмень? Это заинтересовало и меня.
— В Интернете есть такой сайт — «ПчеловодИнфо» называется. На этом сайте зарегистрировано свыше 50 тысяч пчеловодов, — говорит Юрий Логинович. — В том числе — больше 30 пчеловодов из нашей области. Мы общаемся между собой, делимся секретами, подсказываем что-то друг другу.
Заинтересовались многие пчеловоды из других регионов чертежами Юрия Ермолаева и особенностями изготовления ульев из пенополистирола. Любопытство появилось не случайно: есть в нашей стране предприятия, которые выпускают ульи из такого материала, привозят их и из Финляндии, но чтобы делали сами пчеловоды — примеров не было.
Посидел Юрий Логинович несколько ночей и нашел решение! А спустя какое-то время в адрес Ермолаева посыпались слова благодарности: «Попробовали. Получилось. Спасибо!». Сам Юрий Логинович считает, что в его новинке ничего сверхъестественного нет, и в том, что его засыпали этими просьбами, преобладает нежелание пчеловодов ломать голову, чтобы что-то самостоятельно придумать. Проще попросить готовый рецепт. Но обиды не держит ни капельки, считая, что сообща все делают доброе дело, чтобы пчел становилось все больше и больше было на нашем столе меда, который лечит от сотни недугов, придает силу и бодрость. А это — главное.
Новгородский район
Фото автора