Понедельник, 25 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Депо троллей*

У новгородских троллейбусов в этом году появился ещё один маршрут — на продажу

Как известно, Дума Великого Новгорода предыдущего созыва напоследок приняла решение включить 100% пакета акций ОАО «Троллейбусное депо» в программу приватизации муниципального имущества на 2013 год.

После выборов депутаты, пришедшие на новенького, перекрыли движение. При этом их пока не устроил и появившийся у мэрии буквально на ходу вариант продажи потенциальному инвестору только контрольного пакета акций — 51%.

Тормози! Приехали…
Экстренное торможение случилось в октябре. Сначала в депо побывали депутаты, которым подробно рассказали о ситуации и показали хозяйство. Потом транспортный вопрос обсуждался на коллегии горадминистрации. Итог? Мэрия вновь вынесет на думу предложение о продаже предприятия. Может, оно будет рассмотрено на ближайшем заседании.

Есть основания предполагать, что думцы не будут торопиться с решением. Ведь «экскурсия» их так и не убедила, что вариант, отстаиваемый мэрией, — единственно возможный и правильный. Предмет сомнений известен. Общественный транспорт — социально значимая сфера, а троллейбусное сообщение слывет наиболее экологически чистой его разновидностью. И совсем неочевидно, сохранится ли оно в городе после приватизации. Даже пятилетнее обременение — подразумевается, что в течение этого срока частник (та или иная компания) не вправе закрыть и перепрофилировать депо, — еще не гарантия. Но кто поручится, что на месте депо вскоре не появится очередной торговый центр? При продажной цене в 65 млн. рублей новый хозяин отобьет эти деньги за счет одной лишь земли. Подсчитывать убытки от пассажироперевозок он точно не станет.

На кризисной отметке
Впервые о необходимости продажи акций недвусмысленно было заявлено в феврале. За месяц до акционирования и спустя лишь несколько месяцев после разделения единого муниципального предприятия, обслуживавшего и автобусные, и троллейбусные линии. С учетом скоротечности событий возникает ощущение, что реорганизация и акционирование были частью плана приватизации. По зиме мэр Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ заявил, что заканчиваются переговоры с вологодской компанией, сделка может завершиться к осени. А если не привлечь инвестора, троллейбусное депо будет тяжким бременем для бюджета, требуя порядка 40 млн. рублей дотаций ежегодно.

Побывав в депо вместе с депутатами, я тоже обзавелся пухлой папочкой с показателями финансово-хозяйственной деятельности. Не стану утомлять читателя цифрами. Добавлю к приведенным выше еще несколько.

Текущая задолженность — более 30 млн. рублей. Зарплата, отчисления на соцстрах и плата за электроэнергию — более 80% всех затрат. Графы «модернизация» в таблице затрат нет. Средний возраст новгородского троллейбуса — 21 год (при нормативном сроке службы 10 лет). Последний раз троллейбус покупали как раз в 2003 году. Капитальных ремонтов подвижного состава не проводится шестой год. Доля пассажироперевозок, осуществляемых депо, снижается и в настоящее время составляет 6,7%. Ну и так далее.

Льгота на шее
В той же папочке — несколько вариантов выхода из кризиса. Наилучшим в ОАО считают комбинацию из оптимизации маршрутной сети, отказа от льгот и увеличения тарифа на проезд. Полагая, что это позволит повысить доход и в течение года удовлетворить острую потребность в обновлении парка «троллей», довести среднюю зарплату до общегородских стандартов. А полтора года хватит, чтобы рассчитаться с долгами.

Между тем в мэрии говорили, что на обновление парка требуется одномоментно 200 млн. рублей. Сейчас доходы депо — менее 90 млн. рублей за год.

И еще: мыслимо ли одним махом зачеркнуть все льготы? Нетрудно представить, какую бурю могут пожать городские власти, прими они такое решение. Правда, муниципалитет почти не компенсирует так называемые выпадающие доходы — разницу между льготной и реальной стоимостью проезда. Как заметил заместитель председателя гордумы Евгений КУЗИКОВ, это все равно что дарить конфетки одним, отбирая деньги у других.

А что же руководство ОАО? Да ничего! Если есть основания считать, что муниципалитет наносит ущерб интересам депо, значит, можно обратиться в суд. Одно из двух: либо вы просто держитесь за кресло, либо отстаиваете интересы предприятия и коллектива.

В самом деле, неужто частный инвестор стал бы заниматься благотворительностью, прощая деньги и льготникам, и городским властям?

Дорога, полная надежд
— Работа по троллейбусному депо нами была начата задолго до того, как мы сообщили о возможной продаже акций, — рассказывает заместитель главы администрации Великого Новгорода Павел МОРОЗОВ. — Например, с вологодской компаний «Транс-альфа» мы в контакте около пяти лет. Они не только перевозчики, но и производители троллейбусов. Словом, мощный холдинг. Договорились с ними, что приоритетное направление — модернизация контактной сети. Стрелки старые, требуют серьезных вложений. Сейчас троллейбус проезжает стрелку на площади Строителей со скоростью пешехода — не более пяти километров в час. Новые стрелки позволят сделать троллейбусное сообщение гораздо мобильнее.

Однако на данный момент «Транс-альфа» — не фаворит. Как выяснилось, у холдинга образовались свои проблемы, ему пока не до нас. По словам Павла Евгеньевича, более вероятен вариант с нашим новгородским инвестором. С кем именно? Это пока не разглашают.

— Понимаем опасения депутатов, — продолжает Морозов. — Уже был прецедент, когда к предприятию возник интерес исходя из одной лишь оценочной стоимости: мол, да это же копейки — беру. Поэтому было решено продавать только 51% акций. В любом случае, и об этом не раз говорил мэр, сама по себе необходимость троллейбусного сообщения не обсуждается. Не мы открывали депо, не нам его и закрывать. К сожалению, сделать предприятие современным бюджету не по силам.

Надо разобраться
На это у депутатов — свои резоны. Если администрация долго и настойчиво работала на будущее троллейбусного депо, почему такие плачевные результаты?

— Перед нами высыпали ворох нехороших цифр, — говорит парламентарий Алексей ЧЕРНОВ. — Каждую можно анализировать отдельно. Допустим, долги. 17 млн. рублей — это долг муниципалитета перед предприятием. И как же ему жить и развиваться? Можно вспомнить еще про «Водоканал», про другие муниципальные предприятия — везде финансовая ситуация, мягко говоря, не блестящая. Это уже закономерность.

Что за управление такое?

В общем, думцы намерены разобраться всерьез. Вплоть до рассмотрения возможности реорганизации наоборот: может, лучше не продавать депо, а воссоединить его с автобусным предприятием? При этом и вариант с привлечением инвестора напрочь не отвергается.

— Нынешняя ситуация создавалась годами, поэтому ничего страшного, если мы повременим с решением, — уверен Евгений Кузиков. — Оно должно быть взвешенным и понятным. Если сохраняем троллейбусы, то четко разъясняем, каким образом. Если нет, то честно во всеуслышание об этом говорим. Не прибегая к красивому отступлению под флагом инвестиций.

А что думают об этом пассажиры? На сайте депо в марте была открыта страничка для голосования. Более 70% проголосовавших — за сохранение троллейбусного сообщения. Правда, участников опроса было всего 27.

* Тролль (фольклор) — сказочное существо враждебное человеку

Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Итогом «нулевых чтений» проекта бюджета стал ряд рекомендаций по рассмотренным направлениям. Они будут проработаны ко второму чтению законопроекта.

Приоритеты расставлены чётко

Комитет Новгородской областной Думы по бюджету, налогам и тарифам завершил предварительное рассмотрение проекта областно...

20.11.2024 | Экономика

Линия по отжиму яблок хоть и б/у, но работает исправно.

Бизнес на яблоках

В Шимском районе открылось производство сидра

20.11.2024 | Экономика

Марина ГОРБАЧЕВА,  заместитель министра финансов Новгородской области

Как сократить новогодние траты?

Марина ГОРБАЧЕВА, заместитель министра финансов Новгородской области

20.11.2024 | Экономика

Пар-мастер помогает усилить оздоровительный эффект бани с помощью веничного массажа.

Под парами

Новгородка Ульяна Львова научит банному искусству

06.11.2024 | Экономика

Всего в этом году по программе «Самолёт» обучались 55 самозанятых.

Продвижение и развитие

В Новгородской области завершился последний в этом году сезон программы для самозанятых «Самолёт»

06.11.2024 | Экономика

В компании используют собственные принты краснокнижных растений и животных.

По мотивам Красной книги

Лучшим «Растущим брендом Новгородской области» стала фабрика женской одежды

23.10.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА