Пока горожане привередничают, свободной земли не останется
По просьбе «НВ» ситуацию с бесплатным (и не только бесплатным) распределением земель прокомментировал заместитель главы администрации Новгородского района Олег ШАХОВ.
— Олег Игоревич, район сформировал пять массивов площадью 170 га, предоставил их городу, и на этом его миссия завершена?
— Разработка проектов планировки территории, размещение инженерно-транспортной инфраструктуры, а если необходимо, то и проектирование объектов соцкультбыта — это полностью задача муниципалитета Великого Новгорода.
— Но ведь эти территории — как анклавы. Между ними и городом — земли района. Кто по ним поведет коммуникации?
— На данный момент — это обсуждаемый вопрос. Город считает, что мы должны это делать, у нас — иная точка зрения.
— Тем более что мэр Великого Новгорода на днях заявил о намерении расширить границы города за счет Шолохова, Волотова, Ульянова, Панковки, Юрьева, Сыркова и Плетнихи...
— Для начала надо бы спросить, хотят ли сами жители этих населенных пунктов присоединяться к городу. Думаю, что многие, может, даже явное большинство, будут против. На селе ниже налоги, дешевле электроэнергия.
Льгота — это, конечно, общая забота. В настоящее время департамент ЖКХ и ТЭК правительства области работает над механизмом финансирования, позволяющим тратить на такие проекты деньги и областные, и городские, и районные. Дороги, электро-, водо- и газоснабжение — этого хотят везде, не только в городе. И в любом случае первоочередное внимание с нашей стороны будет оказано жителям Новгородского района. У нас тоже есть льготники, имеющие право на бесплатное предоставление земельных участков. Соответственно, есть своя очередь, она почти втрое длиннее городской, там уже 2 800 человек. Потому что, кроме таких категорий, прописанных в указе президента, как молодые и многодетные семьи, а также семьи, имеющие детей-инвалидов, на селе льготником является любой местный житель, который прежде не получал землю для ведения личного подсобного хозяйства на бесплатной основе. Если в 2011 году по всем льготным категориям мы предоставили 15 участков, то в 2012-м — 60, а в этом году выделим уже 500. Заявления о постановке на очередь продолжают поступать, ведь создаются новые семьи, и этому можно только радоваться.
— Все хотят жить с удобствами — вы сами об этом сказали. Можно ли сельскому жителю помечтать, допустим, о центральном водоснабжении.
— В этом году вступил в силу федеральный закон о водоснабжении и водопотреблении. Предусмотрен ряд обязательных процедур. Прежде всего необходимо иметь проект планировки территории. Без этого вообще никакое линейное строительство невозможно. Нужна схема водоснабжения и водоотведения. Затем следует определиться с гарантирующей организацией, которая разработает инвестиционную программу. Инвестор просчитывает: положим, есть в населенном пункте 500 потребителей, значит, услуга будет рентабельной. Можно брать кредит, подводить сети. Но за подключение каждому потребителю придется платить по тарифу, который утвердят депутаты того или иного поселения. Другого не дано.
— За исключением желания обойтись собственной скважиной или колодцем.
— Безусловно. Это и сегодня, и завтра никому не возбраняется. На территории района 17 поселений. Мы стараемся предоставлять участки льготникам ближе к месту жительства. Скажем, если человек живет в Пролетарке, он получит землю там же или в Броннице. С таким расчетом, чтобы был подъезд, возможность подключения электроэнергии.
Для горожан сформированы цельные массивы, к каждому есть подъезд. Что касается строительства внутриквартальных дорог и прокладки коммуникаций, надо понимать, что для каждого отдельно взятого застройщика никто ветку не потянет. Не зря губернатор говорит, что надо создавать кооперативы. Будет организация — легче решать вопросы.
— А как они будут решаться в том случае, когда люди не получали, а покупали участки? В этой же связи возникает вопрос о проектах территориального планирования, которых не может быть отдельно для льготников и для всех остальных.
— Данные проекты, конечно, — обязанность поселений. Работа идет примерно на троечку с плюсом. Проблема ясна — нехватка средств в местных бюджетах. На мой взгляд, главам поселений надо активнее привлекать инвесторов. Особенно там, где участки пользуются повышенным спросом. Смотрите, что происходит. Если рынок земли перенасыщен, риелторы в условиях конкуренции сами стараются сделать «товар» привлекательнее. Чтобы покупатель не начинал с вопроса: «А как я сюда проеду?». Если подведено и электричество — еще легче продать участок. Когда ничего этого нет, владельцам участков не остается ничего другого, как решать проблемы за свой счет. Из того факта, что местные власти включили их владения в границы населенных пунктов, никаких обязательств по прокладке коммуникаций не возникает.
— То есть в абсолютном большинстве случаев?
— Да. Потому что те, кто купил участок для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, составляют едва ли не 99%.
— Среди сельских жителей есть случаи отказов от участков, предоставляемых по льготе?
— Единичные.
— Почему горожане более разборчивы? Казалось бы, Плетниха совсем под боком, сплошь коттеджная застройка, не похоже на деревню.
— В Плетнихе были нюансы, связанные с распределением участков таким образом, что появились вопросы, где потом будут внутренние проезды и коммуникации. Но это поправимо, наши коллеги в городской администрации сами разберутся. А вообще, я думаю, дело в несколько разных запросах, менталитете даже. Для кого-то, наверное, важно сохранить городской статус. Человек услышал, что, возможно, еще в городской черте будут распределяться участки, и решил, что, пожалуй, не надо торопиться. Из очереди его не вычеркнут, словом, успеет еще воспользоваться своим правом на бесплатный участок.
— Тем более где-нибудь в Фарафонове.
— А чем оно вам не нравится? Хорошее, спокойное место. 10 минут на автомобиле. Что это по нынешним меркам? Москвичи и питерцы, живущие в загородных домах, о таком могут только мечтать. Кстати, я не видел там ни одного загородного поселка с детским садом. Возят детей в город, и ничего.
Словарь терминов
Генеральный план застройки (ГПЗ) — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью ГПЗ является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с отдельным архитектурным сооружением, так и территория города или муниципального района.
Проект планировки территории (ППТ) — документ, устанавливающий на определенной территории зоны размещения и параметры существующих объектов и объектов, строительство которых может быть разрешено. ППТ разрабатывается в развитие генеральных планов.
Подготовка ППТ осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект межевания территорий (ПМТ) — проектный документ, посредством которого происходит реализация конкретных градостроительных мероприятий, при соблюдении интересов большого количества застройщиков и собственников.
ПМТ включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
6) границы территорий объектов культурного наследия;
7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
8) границы зон действия публичных сервитутов.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.