открывает для себя Любытинский район, подняв парус крупного инвестиционного проекта
Один из последних дней января в Любытине выдался морозным: -27°С в самом поселке и -34 — на вершине горы, которой в будущем предстоит стать местом расположения комплекса «Любытино-Слалом».
Для нас, успевших за непривычно теплую зиму забыть о холодах, хорошего в столь морозной погоде было мало, а вот сами любытинцы о ней говорили с гордостью. Еще бы, идеальный климат для горнолыжного курорта! Даже тогда, когда новгородцы готовились к встрече Нового года, шлепая по лужам, а вблизи Москвы и Санкт-Петербурга закрывались лыжные трассы, на вершине горы в восьми километрах от Любытина лежал снег. Стало быть, первое преимущество у будущего комплекса уже есть.
С остальным, правда, сложнее. Собираясь в тур, посвященный презентации инвестиционных возможностей Любытинского района, я успела выслушать много мнений относительно главного инвестиционного проекта, реализуемого здесь. Скептиков, считавших всю затею по строительству комплекса авантюрой с сомнительным исходом, набралось довольно много, да и сама я, честно говоря, вовсе не была уверена, что идея с зимним курортом выгорит. Но сложно судить обо всем издалека. Поэтому команда «НВ» и отправилась в Любытино, чтобы оценить перспективы развития этой территории.
Всё выше и выше
Согласно плану развития области каждый район должен определиться с так называемым якорным инвестиционным проектом, который станет двигать вперед экономику. Глава Любытинского района Тимофей ГУСЕВ называет строительство горнолыжного комплекса проектом даже не якорным, а парусным, подчеркивая тем самым значение этой стройки для развития территории.
— Несколько слов для скептиков. Почему именно горные лыжи? — задает вопрос глава района и сам же отвечает: — Недавно интернет-портал Smart News опубликовал информацию о горнолыжном курорте Шерегеш, расположенном на юге Кемеровской области. Только за первые шесть дней нового года его посетили 95 тысяч туристов. Наша гора в три-четыре раза меньше, но рядом с Шерегешем нет мегаполисов, а у нас 500 километров до Москвы, 300 — до Санкт-Петербурга. Любытино находится вовсе не в таком глухом углу, как принято думать. «Сапсан» делает остановку в Окуловке, а оттуда до нас можно доехать за час.
Сейчас подъем горы — 115 метров. Раньше было 98, но застройщики постарались, нарастили высоту. Характеристики трассы позволят проводить на ней соревнования международного уровня, чего о лыжных курортах Москвы и Санкт-Петербурга сказать нельзя. Плюс уже упоминавшаяся морозная погода, которая в мегаполисах редкость. Плюс демократичные цены: в первое время работы комплекса здесь все будет дешевле, чем на других российских и зарубежных курортах.
Гора вблизи деревни Селище, к которой мы едем, чтобы своими глазами увидеть место стройки, и впрямь производит впечатление. Пока что о курорте напоминает лишь одинокий камень, к которому прикреплена табличка, гласящая, что он был заложен 22 августа 2013 года, в день, когда начались строительные работы. Но красота природы очаровывает настолько, что о стройке сразу забываешь. Сверкающий на солнце снег, величественные сосны, ярко-синее глянцевое небо без единого облачка, подъем, от которого захватывает дух, — да, тут есть на что посмотреть. А уж вид с самой горы и вовсе потрясающий. Когда директор комплекса «Любытино-Слалом» Александр МУНТЯН в шутку говорит, что на небесах это место проектировали специально под горнолыжный курорт, хочется всерьез с ним согласиться.
— Ну как, поубавилось скептицизма? — спрашивает кто-то.
Еще как поубавилось. Никогда не испытывала особой любви к горным лыжам, но при виде любытинских пейзажей прямо-таки захотелось приехать сюда, когда стройка будет закончена, и прокатиться по трассе. Кстати, говорят, что ждать придется не так уж долго. Уже расчищен ветровал, проведены подготовительные земляные работы, закуплены подъемники. В нынешнем году строительство выйдет на завершающий этап, и следующей зимой комплекс уже примет первых посетителей. Правда, поначалу он станет функционировать только как курорт выходного дня: утром туристы будут приезжать сюда, кататься на лыжах, а вечером уезжать обратно.
Такой принцип работы — единственно возможный, потому что гостиниц в Любытине нет.
Не только лыжи
Администрация района рассчитывает, что крупные туристические проекты, подобные строительству лыжного комплекса, постепенно обрастут инфраструктурой. Именно поэтому на презентацию возможностей района пригласили не только прессу, но и потенциальных застройщиков, а также представителей общественных организаций, предпринимателей. Район сейчас все громче начинает заявлять о себе. «Любытино-Слалом» — самый известный, но далеко не единственный проект, с помощью которого хотят развивать эту территорию.
Наличие поблизости гостиниц очень пригодилось бы, например, музею под открытым небом «Славянская деревня Х века». В отличие от горнолыжного комплекса, принимающего посетителей зимой, тут основной сезон — лето. Когда мы приехали, туристов на территории не оказалось, но специально для нас провели небольшую экскурсию по всем постройкам, которые вместе создают точную копию поселения славян Х века. Предлагали даже примерить наряды той эпохи, но переодеваться предстояло в одном из холодных помещений, и настолько морозоустойчивых среди журналистов не нашлось. Зато вокруг построек все бродили с интересом. Мне больше всего приглянулся амбар — этакая избушка на курьих ножках, специально приподнятая над землей, чтобы зерно не отсырело, а мыши не могли забраться. Внутри был отгорожен угол для ссыпания муки, который, как нам пояснили, называется сусеком. Выражение «поскрести по сусекам», известное с детства, наконец-то обрело смысл. Кто-то даже вызвался испечь Колобок, вот только муки, увы, не нашлось.
Пока что деревню посещают около 7 тысяч туристов в год. Цифра, прямо скажем, не слишком значительная, однако власти надеются исправить ситуацию, предоставив путешественникам места для ночлега. В 150 метрах от реконструированного славянского поселения есть инвестиционная площадка, подходящая для строительства гостиницы. Там находится здание бывшего льнозавода, которое можно привести в порядок. Осталось найти того, кто вложится в этот бизнес.
Еще один объект, на который здесь делают ставки, — аэродром «Бор». Взлетно-посадочная полоса в Любытинском районе уже есть, но ее надо реконструировать. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация, необходимая для проведения работ. Реконструкция будет выполняться за счет местного и федерального бюджетов, а вот создать инфраструктуру для туристов предстоит опять же частным инвесторам.
— Самолет в Москве можно купить по цене автомобиля класса люкс, но летать там негде, — пояснил Тимофей Гусев. — Если мы сделаем ставку на развитие малой авиации, это может оказаться перспективным делом. Поэтому в Любытине ждут инвесторов, готовых вложиться в создание баз отдыха, гостиниц и мест питания.
Дождутся ли? Очень хочется верить, что любытинские красоты и впрямь окажутся привлекательными для инвесторов. Первые ласточки, вроде бы, уже появились: под конец презентации было подписано инвестиционное соглашение с предприятиями, готовыми работать на любытинской земле. Одно из них вложится в строительство коттеджного поселка на 100 деревянных домов, причем первые 20 планируется сдать уже в этом году. Другая компания займется созданием системы сбора и утилизации мусора, который, как известно, неизбежно скапливается на территориях, посещаемых туристами. Кроме того, инициативу любытинских властей поддержал руководитель департамента экономического развития и торговли Новгородской области Евгений БОГДАНОВ, выступавший также в качестве представителя ассоциации предпринимателей «Деловая Россия».
— Общественные организации, подобные этой, ценны для районов тем, что могут представить их инвестиционные возможности на федеральном уровне, — отметил он. — В ассоциации входят многие крупные предприниматели России, и если мы привлечем их сюда, будет хорошо.
Это самое «хорошо» под конец визита представляется с легкостью. Горнолыжный курорт, аэродром, музей... Воображение живо рисует перспективы района. Правда, зерно скепсиса, так и не растворившееся окончательно, все же заставляет по инерции выискивать слабые места в планах администрации. Получится ли переключить туристов, основная масса которых прежде не слыхивала о Любытине, на новый курорт? Потянутся ли за любителями горных лыж новые инвесторы? Пока что сложно предсказать. Остается только ждать и верить, что у любытинцев все-таки получится. Одно можно сказать точно: тот факт, что районы начали активно проявлять инициативу и заботиться о собственном развитии, уже радует.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)