Сегодня животноводческому хозяйству Гульчехры МИРЗАХМЕДОВОЙ нет равных в нашем регионе
За прошлый год это фермерское хозяйство произвело 93 т (!) молока и 3 т мяса. Первое полугодие показывает, что нынче результат будет еще выше.
— Если бы в молодые годы кто-то сказал мне, что свою жизнь свяжу с крестьянским трудом в маленькой деревушке Нечерноземья, ни за что не поверила бы, — говорит Гульчехра Исматовна. — Да и как можно было поверить, если в Ташкенте, где я жила, все складывалось как нельзя лучше. Окончив школу, поступила в политехнический институт, с дипломом инженера-технолога вышла из его стен. Была интересная и высокооплачиваемая работа.
Несмотря на то, что семья Гульчехры Мирзахмедовой жила в Ташкенте хорошо, она все же решила перебраться в Россию. Остановилась на Новгородской области. Богатство с собой семья не взяла, а только самое необходимое. За руки четверо детей, младшему из которых было полтора года, — и в дорогу. Гульчехра Исматовна и ее муж Иркин Иргашевич признаются, что о принятом решении нисколько не жалеют.
— Посмотрите, какое сегодня у нас большое хозяйство, — показывает подворье Иркин Иргашевич. — 27 коров, а есть еще телята и много другой живности. Причем коровы племенные, много молока дают — в год почти по 6 000 килограммов на каждую выходит.
— Это вы сейчас спокойно говорите о своем хозяйстве. А начало наверняка было нелегким? — обращаюсь к хозяину.
— Да, было тяжело, работали изо всех сил, не зная выходных и праздников. За большим не гнались, начали с покупки пяти нетелей — на большее просто денег не было. Когда появилось молоко, желающие выстроились в очередь, но заявки всех мы не могли удовлетворить.
Увидев, что спрос на молоко растёт, Мирзахмедовы через два года купили еще пять племенных нетелей, и пошло-поехало: продолжая покупать племенных животных, выращивали на воспроизводство стада появившихся телят. Сегодня и на 27 коровах не думают останавливаться, намереваясь довести поголовье как минимум до 50. Правда, для этого нужно восстановить скотный двор.
— Почему мы решили держать столько коров? — говорит Гульчехра Исматовна. — Потому что грех не воспользоваться имеющимися возможностями: травы много, можно большее стадо выпасать и обеспечивать его на зиму кормами.
Для заготовки сена в хозяйстве имеются косилки, пресс-подборщик и другая прицепная техника, два трактора (правда, старые, как и прицепные орудия), с помощью которых за лето получают свыше 100 т сена. Это позволяет вволю давать его животным, при этом весной даже остаются излишки.
— Ваша деревня в глубинке. Зачастую жители таких деревень хотели бы держать побольше скота, наращивать производство картофеля и овощей, но всегда существует проблема со сбытом. Как дело обстоит у вас? — интересуюсь у Гульчехры Исматовны.
— У нас такой проблемы нет. Молоко, сметану, творог по вторникам, четвергам, пятницам и субботам продаем на сельскохозяйственном рынке в Холме — там у нас постоянные покупатели. На рынок приезжаем к 8 часам утра, и уже стоит очередь: обычно менее чем за час прилавок пустеет. Молоко продаем по 40 рублей, творог — по 130, сметану — по 200 рублей за килограмм. Торгуем молочной продукцией и мясом и на рынке «Западный» в Великом Новгороде.
— Выгодно ли вам ездить в Новгород?
— Подсчитав доходы и расходы за два месяца, как открыт рынок, мы убедились, что торговать выгодно. Да что я все рассказываю! Лучше приходите и посмотрите, как мы там торгуем!
Я пришел на «Западный» в будний день до обеда. Среди немногих павильонов, которые были открыты, был павильон и холмского фермера Мирзахмедовой. Подхожу ближе к прилавку, возле которого очередь.
— Как начал этот фермер торговать, я за мясом прихожу только сюда, — поделилась новгородка Вера Гришина. — Посмотрите на прилавок: телятина свежая, качественная, и цена невысокая.
Фото автора