Чем больше рабочих групп, тем труднее подчас работать
Очередное заседание совета по улучшению инвестиционного климата в Новгородской области, состоявшееся на прошлой неделе, первый вице-губернатор Вероника МИНИНА начала с цифр. Некоторые стали поводом для гордости, другие — для серьезных раздумий.
Так, по индексу промышленного производства область продолжает удерживать лидерство в СЗФО: за январь — июль он вырос до 108,5% к уровню прошлого года. А вот темпы роста инвестиций в основной капитал держатся на уровне прошлого года. Иными словами, мы топчемся на месте, и это не может нас устроить.
В какой-то степени подтолкнуть к прогрессу может внедрение регионального инвестиционного стандарта, над которым как раз сейчас работают в правительстве. Меры, привлекающие инвесторов, были продуманы на федеральном уровне и стали обязательными для всех регионов. Насколько успешно мы их осуществляем, отчитался вице-губернатор Виктор НЕЧАЕВ.
— За этот год мы сделали достаточно много для внедрения стандарта. Девять пунктов из 15 уже работают, — начал он. — Чтобы было понятнее, каждый пункт — это выполнение того или иного мероприятия, связанного с деятельностью исполнительной власти. Результат уже виден: Новгородская область, прежде болтавшаяся внизу таблицы, наглядно показывающей, как внедряется в разных регионах инновационный стандарт, теперь переместилась в середину. К 15 октября чиновники намерены завершить работу, и тогда, если все пройдет хорошо, движение вверх продолжится, мы можем войти в группу лидеров. Однако было бы неверным подходить к этой задаче как к дипломному проекту, который можно сдать и благополучно забыть. Мало внедрить механизмы, которые в теории должны обеспечивать привлечение инвесторов, нужно, чтобы они реально работали.
Понять, так ли это, поможет национальный рейтинг инвестиционного климата, оценивающий, насколько эффективно действуют власти на местах. Пока эксперты разведали обстановку только в 20 регионах, однако еще до конца года проверку пройдут все, в том числе — наша область. Цель рейтинга — не выявить отстающих и пожурить их, а сравнить конкретные показатели: сколько времени занимает, к примеру, регистрация фирмы или оформление документов на землю в том или ином регионе. Цифры будут в открытом доступе, поэтому все смогут видеть, в чем мы опережаем соседей, а над чем еще нужно работать.
Вот, к примеру, один из лидеров нынешнего рейтинга — Ленинградская область. Там бизнес подвергается разного рода проверкам в 90 раз меньше, чем в Санкт-Петербурге. Чем не повод задуматься и что-то изменить?
Оценив результаты рейтинга, некоторые регионы уже создали у себя специальную структуру — штаб по снижению административных барьеров. Нужно ли и нам что-то подобное? Этот вопрос стал, наверное, самым обсуждаемым на заседании.
Против штаба выступили представители организаций, занимающихся проблемами предпринимателей, — «Деловой России» и «Опоры России». Они указывали, что уже заняты в нескольких общественных советах, из-за чего управлять своим временем становится все труднее. При этом эффективность подобных встреч не всегда очевидна.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Новгородской области Юрий МИХАЙЛОВ предложил другой вариант: не создавать новую структуру, а дополнить полномочия какой-либо из имеющихся. Идею поддержал и руководитель департамента экономического развития и торговли Евгений БОГДАНОВ.
— Меня как человека, стоявшего у истоков создания инвестиционного стандарта, пугает бюрократизация процесса, — признался он. — Если идея создания новой структуры на базе аппарата уполномоченного по правам предпринимателей вас не устроит, готов предложить другую площадку. При нашем департаменте действует общественный совет, и мы вполне можем его расширить.
Вероника Минина оценила оба предложения и посоветовала собравшимся не списывать их со счетов. Вопрос о том, появится ли в области новая структура по защите интересов предпринимателей, пока не решен окончательно. Вполне возможно, что власти пойдут по пути преобразования уже действующих рабочих групп.