Предприниматели взволнованы перспективой увеличения налогов за счёт местных сборов
Обозреватель «НВ» беседует с президентом Новгородской торгово-промышленной палаты Виктором БЫКОВЫМ о новых подходах в налогообложении, о способности мечтать, о готовности сотрудничать и многом другом.
— Местному самоуправлению нужны же дополнительные доходы, Виктор Абрамович!?
— Но все нужно делать разумно. Введение сборов за отдельные виды предпринимательской деятельности (а их целых 22!) противоречит Основным направлениям налоговой политики до 2018 года, где закреплен тезис о стабильности налоговой нагрузки на бизнес. Законопроект депутата Андрея Макарова ни с кем не обсуждался, хотя он может затронуть до 70% предпринимателей. Размер ставки сбора муниципалитет может как увеличить до 10 раз, так и уменьшить вплоть до нуля. Но, зная о безденежье местных властей, можно догадаться, как они будут действовать...
Базовые ставки составят от 6 000 до 600 000 рублей и непременно аукнутся простым гражданам, потому что затронут услуги по ремонту обуви, по перевозке пассажиров, ремонту автомобилей, парикмахерских, химчистки, ателье и фотоателье, даже платных туалетов! Да что там: даже художественные промыслы попали в список... Просто караул! Последствия могут быть примерно такими же, как после резкого повышения с 2013 года страховых взносов — сколько тогда мы потеряли предпринимателей!
А еще с 1 января 2015 года плательщики единого налога на вмененный доход и работающие по упрощенной системе налогообложения во многих регионах будут платить налог на имущество организаций, исчисленный по кадастровой стоимости, что также приведет к существенному росту налоговой нагрузки на малый бизнес. Надеюсь, что депутат от Новгородской области в Госдуме не поддержит этот законопроект.
— А санкции нанесли урон новгородскому бизнесу? Не жалуются вам?
— Крупный бизнес санкции затронули. Но в ТПП приходят, когда уж совсем плохо. Предприниматели научились лавировать в постоянно меняющейся обстановке. Так что лучше у самих предприятий поинтересоваться.
— Да, а для чего тогда ТПП? Вот на сайте у вас новости — членами палаты недавно стали индивидуальный предприниматель и швейное ателье с чудным названием «Философия платья». В чем их интерес?
— Мы обеспечиваем своих членов актуальной законодательной информацией, оказываем юридические услуги, устраиваем различные мероприятия: выставки, поездки в другие города и страны с целью обмена контактами и опытом, деловые встречи в Новгороде. Вот завтра будет огромный сбор: 50 человек придут на встречу с иностранными фирмами, занимающимися металлообработкой. Но информация о событии доступна лишь 200 членам палаты. Причем денег мы за это не берем — все за счет членских взносов. Остальные остаются в неведении, хотя им могло быть тоже полезно.
— А взносы велики?
— Да нет. Только большие предприятия платят 15—20 тысяч рублей в год. Для индивидуальных предпринимателей потолок — 5 тысяч.
— Чем тогда живете?
—В соответствии с законом о Торгово-промышленных палатах мы имеем право на коммерческой основе оказывать разного рода услуги, допустим, таможенного брокера.
— Понятно... Помнится, лет 15 назад вы мечтали о большом выставочном центре в Новгороде. Но под коммерческие выставки по-прежнему используют в основном «Диалог», где продают и шубы, и индийские товары. Дорогое удовольствие?
— Еще какое дорогое! Инвестора трудно привлечь, потому что сложно окупить вложения — город невелик. В других регионах используются нередко бюджетные деньги, но сейчас это нереально. Хотя город в Генплане предусмотрел место — на улице Нехинской. Мечта остается.
— Современные технологии сейчас позволяют обмен деловой информацией проводить мимо выставок, с помощью, допустим, вебинаров.
— Вот это мы очень активно используем, тем более что вебинары востребованы в бизнес-среде. Особенно с появлением 44-ФЗ: масса сложностей с ним. Любая ошибка для муниципалитета или какого-то детского сада — сразу 50 000 рублей штрафа. Мы не только ликбезом занимаемся, но можем и торги на электронной площадке провести, потому что накладно держать человека, способного во всем разбираться. У нас и юрист в связи с 44-ФЗ появился, ходит теперь по судам, защищает предпринимателей.
— А насколько важно в новгородской бизнес-среде право на интеллектуальную собственность?
— Это актуально, но бизнес еще не вполне осознал. К нам идут, когда возникает конфликтная ситуация. Допустим, фирма «А» существует какое-то время благополучно. Потом один из партнеров решает отделиться и берет то же название, только с другими реквизитами. Второй партнер возмущен, а ничего поделать не может, раз юридически не оформлено.
Но товарный знак дорого стоит, поэтому сейчас мы регистрируем коммерческие обозначения — Гражданский кодекс дает право вести реестр коммерческих обозначений. И уже около 30 фирм у нас зарегистрировано. Благодаря этому несколько судебных процессов предприниматели выигрывали. Кстати, при палате есть третейский суд, где процедура гораздо проще и дешевле, чем в Арбитражном суде. Однако спрос на него пока невелик.
— Не могу не спросить о перспективе общественной приемной бизнес-омбудсмена Юрия Михайлова при ТПП, поддержанной губернатором.
— Мы готовы, и место есть. Но не все так просто! Оказывается, общественные приемные финансируются из бюджета, так что палате нужно еще выиграть тендер. Но, кроме нас, в нем могут принять участие и другие структуры, тот же Союз предпринимателей Новгородской области. Процедура вступает в силу с 1 января 2015 года.
— Считается ли принадлежность к ТПП престижной?
— Сложно сказать, мы как скорая помощь для бизнеса, лишь в случае травмы становимся очень важны. А вот в Европе существует обязательное членство, именно палаты регистрируют бизнес. И если не зарегистрирован — в налоговой на учет не поставят. В США, знаю, престижно быть членом палаты. Но там основная ее роль — лоббирование интересов бизнеса в органах власти.
— Ну а вы как взаимодействуете с властью — без этого же невозможно?
— Участвуем во всех мероприятиях областного правительства. Очень тесно контактируем с департаментом по экономике, первым вице-губернатором Вероникой Мининой.
— Мне кажется, что новгородский бизнес не очень консолидирован. Он растащен по различным общественным организациям, а вот по профилю нет выразителей мнений. Каждый мебельщик сам по себе...
— Когда нужно, бизнес выступает сообща, хотя, соглашусь, это больше заметно на центральном уровне, не в регионах. При ТПП РФ существуют объединения по профилям, они обсуждают все свои тяжелые вопросы и вырабатывают общую позицию, которую ТПП доносит до федеральной власти. У нас такого нет, потому что нужны инициативные люди. А пока каждый в своем соку варится. Но есть исключение — Клуб маркетологов. Они проявили инициативу, и наша палата стала площадкой для обмена мнениями в этой среде.
Рисунок с сайта diapazon.kz