Новый год в Новгороде может вызвать транспортный коллапс
31 декабря истекает срок аренды автобусов ОАО «Автобусный парк» у ООО «Питеравто», что стало предметом беспокойства сразу трех депутатских комиссий Думы Великого Новгорода.
И 14 ноября думцы пригласили для разъяснений вице-мэра Павла МОРОЗОВА и директора Автобусного парка Дмитрия ВЕРКИНА. В разговоре также участвовал глава департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир ПЕТРОВ.
Напомню вкратце «историю болезни». В начале 2014 года мэрия акционировала предприятие, сохранив за собой 100% акций. До конца этого года взятые в аренду почти 100 автобусов должны быть либо возвращены хозяину, либо продолжат работу на основании нового договора. Однако за полтора месяца до Нового года городскому сообществу ничего неизвестно про продление контракта или каких-то других идеях мэрии по поводу перспектив транспортного сообщения в Великом Новгороде. Поэтому думцы и беспокоятся: не останутся ли горожане без автобусов?
— Не стоит переживать, — заверил вице-мэр Морозов членов думских комиссий. — Проведены переговоры по приобретению на льготных условиях порядка 10 троллейбусов с автономным ходом у Минского автомобильного завода. Шла речь и о возможном лизинге 40 штук дизельных автобусов. Техника может быть приобретена в течение двух месяцев.
Но спикер гордумы Владимир ТИМОФЕЕВ подловил представителя мэрии на непоследовательности: недавно еще мы ликовали по поводу питерских автобусов на газе, очень экологичных, а теперь опять дизель? «Насколько я понимаю, мы уходим от нашей главной гордости — газовых автобусов?» — спросил он.
Павел Морозов без тени смущения ответил, что проблем нет, так как дизельные автобусы — тоже хорошо. Некий указ президента (не найденный мною на сайте Президента РФ) по процентному соотношению газовых и дизельных автобусов «мы перевыполнили два года назад, а теперь просто восстановим баланс»...
Владимир Тимофеев настаивал: мы только начинаем переговоры, но насколько они будут успешны? Дальнейшие ответы Павла Морозова вновь напоминали криптограмму из книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Протокол о намерениях уже подписан, осталось выполнить поручение губернатора о приобретении подвижного состава к июньскому форуму Беларусь — Россия, который состоится в Новгороде. «Если я этого не сделаю, значит, я здесь не работаю», — сказал спокойно вице-мэр. Чуть позже в ходе препирательства с депутатами он пояснил, что если не получится с покупкой, то, может быть (!), будет продлен договор на лизинг с «Питеравто». И такая неопределенность за полтора месяца до окончания срока договора!
Член экспертного совета при гордуме, директор другого перевозчика — «МПАТП-1» — Евгений КАРПОВ напомнил, что для приобретения техники надо уйти от отрицательного баланса, который имеется у Автобусного парка, а то какой же банк кредит даст? По его мнению, 20 рублей за проезд вполне обеспечивают рентабельную работу. Заодно Карпов пообещал, что город избежит транспортного коллапса, потому что его предприятие в случае чего закупит нужное число автобусов.
Помахивая журналом «Муниципалитет» с интервью Дмитрия Веркина, депутат Константин ДЕМИДОВ заметил, что, несмотря на «победные реляции» в интервью, нельзя говорить, что в городе сложилась устойчивая система транспортного обслуживания. Он зачитал письмо из «Питеравто» от 12 ноября, где Автобусному парку напоминают о долге в размере 22 млн. рублей и возможной пролонгации договора лишь в случае его погашения. Павел Морозов нашелся тут же: если «они у нас не поедут дальше, если мы не получим компенсации выпадающих доходов, то сдадим в залог банку земли или еще что-нибудь». И между прочим бросил фразу про то, что мэрия обсуждает с областью механизм сокращения на 20% «транспортной работы».
Глава транспортного департамента Владимир Петров не выдержал: не было разговора о сокращении, что за инсинуации! К диспуту подключился депутат Владимир ДАНИЛОВ, напомнивший, что за лизинг не очень новых автобусов, взятых не напрямую у завода-поставщика, а у посредника, город уже переплатил круглую сумму. «Перевозчики, бравшие на заводе, давно выкупили автобусы в собственность», — заметил Данилов и предположил, что в случае выкупа у «Питеравто» придется платить по рыночной цене.
Вице-мэр утешил: «Сумасшедших нет, мы считаем деньги». И продолжил сказку сказывать: если что, покупать можно и у белорусов... «Приобретаем по лизингу белорусские автобусы, значит, закрываем этот вопрос», — уверенно заявил Павел Морозов (хотя это лишь 40 машин, а в лизинге от петербургской компании — 92). По поводу задолженности тоже все хорошо: она, текущая, «была, есть и будет!» А здравомыслящие люди, то бишь «Питеравто», не прекращают выгодные договоренности. Пришлось вице-спикеру Евгению КУЗИКОВУ вставить: «Выгода должна быть и у города»...
Внимательно слушавший доводы обеих сторон, Владимир Петров высказал позицию регионального правительства:
1 января автобусы должны быть на городских линиях! И от себя добавил: «Складывается впечатление о неэффективном управлении предприятием со стороны администрации. На общем фоне Автобусный парк выглядит хуже других».
Это мнение поддержала председатель областного комитета по ценовой и тарифной политике Марина СОЛТАГАНОВА: тариф в 20 рублей покрывает расходы предприятия. «О каком убытке в 91 млн. рублей можно говорить?» — недоумевала эксперт, назвав себестоимость проезда. В «Городском ПАТП» она составляет 12 рублей 10 копеек, в Автобусном парке — 16,90, в ПАТП-3 — 15,71, а в «Автопрокате» — 17,16. Остальное — прибыль.
Председатель думской комиссии по жилищному хозяйству Владимир БОГОМОЛОВ сделал ремарку: «Мы еще в апреле хотели от вас услышать, у кого покупаем технику, по какой цене и в каком количестве, какова схема платежей. А вы в ноябре заявляете: то так может быть, то сяк...».
Вице-мэр не отступал: проблема надуманная, особенно если область компенсирует 197 млн. рублей за перевезенных льготников. Он явно ждал поддержки депутатов по этой проблеме. Сразу отозвался Константин Хиврич, входящий в совет директоров предприятия от гордумы. Сославшись на решение суда, он предложил обратиться в областное правительство с просьбой предусмотреть погашения долга в бюджете 2015 года. «Если получить эти деньги, то предприятие будет прибыльное», — пояснил Хиврич. Но его предложение не прошло. Было решено адресовать проблему депутатам областной Думы, выбранным от Великого Новгорода.
Кстати, во время жаркого спора кто-то спросил: а что ж директор Автобусного парка сам не обращается? Павел Морозов по-дружески поддержал Дмитрия Веркина: мол, он работать хочет! И подал голос молчавший все время Веркин. Он коротко сообщил, что есть решение совета директоров предъявить иск, а в начале октября была встреча у главного федерального инспектора. И тот попросит губернатора решить этот вопрос...
Думские комиссии поддержали предложение областного правительства о передаче 100% акций предприятия и МУП «Центральная диспетчерская служба» в региональную собственность. Воздержались при голосовании члены фракции КПРФ и автовладелец, директор КЮМа Николай Варухин, по мнению которого «народ доволен автобусами, которые прекрасно работают».
Фото Владимира БОГДАНОВА