От инвестиций до велодорожек — таков спектр вопросов, обсуждаемых правительством
Ноябрьское заседание члены областного правительства начали с того, что обсудили ситуацию с инвестициями. Вице-губернатор Виктор НЕЧАЕВ начал с планов по работе с инвесторами.
В частности, логистический центр в Кречевицах готовы возводить сразу с десяток компаний, среди которых есть и зарубежные.
Однако губернатор Сергей МИТИН обратил внимание на реализуемые крупные инвестпроекты, для успешного завершения которых предложил закрепить ответственных членов правительства. Речь идет о Бабиновском цементном заводе ОАО «Цемент», ООО «Новгородские теплицы», лесопромышленном комплексе ООО «Крестецкий ЛПК», скоростной автотрассе Москва — Санкт-Петербург, подстанции «Ручей».
По поводу последнего проекта есть основания для беспокойства: по словам главы департамента по ЖКХ и ТЭКу Ирины НИКОЛАЕВОЙ, вопрос о продолжении строительства на федеральном уровне пока не решен. Министерство энергетики может законсервировать проект, так как не имеет информации о перспективах загрузки мощностей. Как сообщила Николаева, все договоры по присоединению к сетям направлены в Москву. Но все произошло бы оперативнее, если бы включилась в работу региональная корпорация развития.
По требованию губернатора ее должны зарегистрировать до 1 декабря. Предназначение этой структуры, уже созданной в 29 регионах, как выразился Виктор Нечаев, — «привлекать инвесторов и упаковывать проекты». Кстати, впервые он заявил об этом… 19 июня. И тоже на заседании правительства.
Синдром «Мармелада»
Тема привлечения инвестиций, но уже на муниципальном уровне, была продолжена в выступлении уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области Юрия МИХАЙЛОВА. Он представил итоги социологического опроса «Влияние административных барьеров на развитие субъектов предпринимательской деятельности на территории Новгородской области», проведенного в районах с июля по ноябрь. И что же?
57% предпринимателей оценили условия по ведению у нас бизнеса как удовлетворительные. Для сравнения: в Ярославской области, где в нынешнем году проводился подобный опрос, только 36,5% респондентов охарактеризовали условия как благоприятные.
Самыми проблемными для предпринимателей оказались процедуры предоставления земельных участков и получения разрешения на строительство. Представители бизнеса сетовали также на высокую стоимость подключения к сетям, длительность и запутанность механизма оформления документов, отсутствие у муниципалитетов необходимой информации о процедуре получения документов и муниципальных программах поддержки бизнеса. А 2,4% опрошенных заявили даже о случаях неформального вознаграждения за решение вопроса.
Любопытно, но по результатам социологического опроса в рейтинге значимости мер для улучшения предпринимательского климата на первом месте оказалось снижение налоговой нагрузки, на втором — информирование о программах поддержки бизнеса, на третьем — налоговое и юридическое консультирование. Далее шли льготы по аренде, и только затем — снижение уровня административных барьеров. Как заметил докладчик, бизнесмены воспринимают барьеры «как особенность бизнес-среды»...
Назвав доклад убедительным, губернатор решил уточнить: какова роль МФЦ в бизнес-процессе? Ответить взялся вице-губернатор Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ. Прогресс налицо: если в прошлом году через МФЦ бизнес получил 6 756 государственных и муниципальных услуг, то за 10 месяцев текущего года — 10 443. С 2015 года можно будет через МФЦ решать вопросы по всей области, без выезда в заинтересовавший район. Набор услуг будет расширяться, с 1 марта налоговая служба должна передать в МФЦ регистрацию контрольно-кассовых аппаратов, а УВД — лицензирование частной охранной деятельности.
Но Сергей Митин предложил присутствующим, среди которых были и главы районов, усвоить главную суть соцопроса: за земельные участки, разрешение на строительство, подключение к коммуникациям отвечают муниципалитеты. Так кто же мешает им заинтересованно относиться к потенциальным инвесторам? Никто, разумеется. Губернатор назвал это «синдромом «Мармелада».
Вместо того чтобы «взять бизнесмена за руку» и дать всю необходимую информацию по потенциальному проекту, чиновники на местах предпочитают все пустить на самотек. «Надо переосмыслить отношение к предпринимательству, — предложил главам районов Сергей Митин. — Особенно там, где нет заводов и фабрик, где даже строительство жилого дома — инвестиции».
Глава региона потребовал создать в каждом районе понятные схемы подключения к сетям, предоставления земельных участков, получения разрешения на строительство объектов и разместить их на официальных сайтах муниципалитетов.
Даёшь молодёжь!
Глава департамента образования и молодежной политики Анатолий ОСИПОВ представил два доклада — по молодежной политике и по соблюдению законов школами да детсадами.
Молодежная политика — явно неудачное словосочетание, но в официальных отчетах оно звучит в разных ипостасях: стратегия по молодежной политике, мероприятия по молодежной политике... Анатолий Осипов подошел творчески, предложив «внедрять в деятельность каждого ведомства так называемое молодежное измерение».
Такое количество мероприятий, объединений и движений, сколько назвал докладчик, трудно представить в другом «измерении». Так, в регионе «зарегистрировано 119 273 молодых человека в возрасте от 14 до 30 лет». Меньше всего их (13%) в Мошенском районе, а больше (22%) в Новгороде. Задача какая? «Закрепление молодежи на территории области». А как ее закрепить, не клеем же БФ?
Больше достается талантливой молодежи — специальные стипендии, гранты, например, в 2014 году впервые сформирован областной грантовый фонд в размере 300 тыс. рублей для поддержки молодежных проектов. И наиболее активные уже реализуют себя в набирающих масштабы разного рода форумах, таких, как «Селигер» и «Ладога». Активно развивается молодежное добровольчество. С целью укрепления института молодой семьи во всех районах работают 182 клуба молодой семьи.
Правда, глава департамента госимущества Ирина АРСЕНЬЕВА обратила внимание на то, что обширные площади Дома молодежи в областном центре используются «не всегда эффективно». По словам Анатолия Осипова, концепция развития Дома разработана. Надо полагать, шубами там больше торговать не будут?
Цифры хороши, но должны быть критерии эффективности молодежной политики. Об этом напомнил докладчику Сергей Митин. Например, снижение преступности в молодежной среде. Первый вице-губернатор Вероника МИНИНА предложила ввести в критерии занятия спортом. Владимир Варфоломеев конкретизировал задачу: эффективность молодежной политики можно оценивать по тому, как активно молодые люди уезжают из родных мест или, наоборот, остаются. Идею поддержал губернатор: мероприятий перечислено много, но толк какой? Так что придется руководителю департамента представить справку уже с точки зрения названных критериев.
В отчете по соблюдению законодательства в сфере образования органами местного самоуправления и образовательными организациями также нашлось несколько уязвимых моментов. Проверки выявили нарушения прав обучающихся на получение бесплатного и доступного образования, приема обучающихся, оказания платных услуг, лицензионных требований.
Вероника Минина поинтересовалась: есть ли факты невыполнения президентских указов по повышению зарплаты преподавателям? Да, последовал ответ, «есть такой перечень, но в целом указы выполняются». Главу региона такой ответ не устроил, и он потребовал в кратчайшие сроки провести проверку всех школ, чтобы в итоге появилась сводная таблица в электронном виде, позволяющая за минуту узнать, какие заработки у учителей в конкретной школе.
А велосипед — лучше!
Новгородская область всерьез взялась за развитие велотранспортной инфраструктуры. Такой вывод можно сделать из краткого доклада руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимира ПЕТРОВА. По поручению первого вице-губернатора Вероники Мининой был проработан вопрос по предоставлению субсидий за счет средств дорожного фонда на софинансирование создания велотранспортной инфраструктуры в муниципалитетах. Понятное дело, что обустроенные велодорожки существуют только в Великом Новгороде, но их строительство запланировано в восьми районах. На это нужны деньги.
Областные власти готовы на условиях софинансирования с муниципалитетами (50 на 50) предусмотреть в бюджете на два последующих года порядка 40 млн. рублей. Но — при наличии соответствующей муниципальной программы, проектно-сметной документации и нужной суммы на софинансирование. Как выразился Владимир Петров, «мы возглавим работу, но муниципалитеты должны проявить активность». Конкурсный отбор — какому району сколько достанется — пройдет до 1 марта. Великий Новгород — в доле...
Слово о бюджете
Итоги выполнения областного бюджета за три квартала сообщила глава финансового департамента Елена СОЛДАТОВА. Она отметила высокий темп роста налога на прибыль — 128,1%. Доходы бюджета за январь — сентябрь составили 16 258,9 млн. рублей, или выше уровня аналогичного периода 2013 года на 13%. Расходы — 17 956,2 млн. рублей, на 6,1% ниже 2013 года. Наибольший вес составляют расходы на социальную политику — 4 015 млн. рублей (22,4%), образование — 3 884,4 млн. рублей (21,6%) и здравоохранение — 2 751,5 млн. рублей (15,3%).
Губернатор Сергей Митин обратил внимание коллег на то, что в области за последние 5—6 лет идет устойчивый рост по ВРП, сельскому хозяйству, промышленности, торговле, строительству. Но доходы бюджета разочаровывают. В 2013 году регион потерял из-за ухода консолидированных налогоплательщиков и снижения поддержки федерального бюджета. Сейчас все рапортуют о росте зарплат, а НДФЛ не добираем. Отсюда у главы региона возник вопрос к налоговой службе. «Меня не устраивает работа вашего управления, ищите решения», — сказал налоговикам Сергей Митин.
* * *
В конце заседания первый вице-губернатор Вероника Минина предложила выделить средства в бюджете 2015 года на льготные проездные для жителей блокадного Ленинграда, живущих в регионе. В следующем году страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, и такой шаг может быть данью уважения людям, выдержавшим ужасы блокады.
По оценке Вероники Мининой, сумма для 375 человек (столько у нас блокадников) потребуется скромная — менее 2 млн. рублей. Возразил против этого предложения только мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев, остальные участники заседания сочли предложение справедливым. Для того чтобы эта норма вступила в силу, соответствующий закон должна принять областная Дума.
Фото с сайта правительства НО