Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Хороший счёт всё учтёт

Разговор с председателем областной Счётной палаты Ниной ЯКОВЛЕВОЙ о том, чем занимается её ведомство

— Нина Дмитриевна, если федеральная Счетная палата о себе иногда напоминает — недавно рассказала о проблемах российского здравоохранения, то о региональном ведомстве мы слышим очень редко. Вы являетесь постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образованным областной Думой и подотчетным ей. И работы у вас, если так можно выразиться, выше крыши...

— Это верно, особенно если учесть, что собственно проверками занимаются всего 10 человек. Главная задача Счетной палаты — это контроль за исполнением бюджетного законодательства. То есть в зоне нашего пристального внимания — бюджет региона, прежде всего его расходная часть. Дело не в том, что кто-то злонамеренно собирается присвоить казенные средства (хотя теоретически это нельзя исключать). Главное — это сбои в работе той или иной региональной или муниципальной структуры, вызванные в основном двумя факторами: человеческим и пробелами в законодательной и нормативной базе. С первым всё очевидно, а вот второй чреват системными сбоями в работе. И наша главная задача — найти этот «вирус» в системе.

— Бюджет начинает формироваться областным правительством задолго до финансового нового года. Вы сразу подключаетесь к этому процессу?

— Безусловно. Весь процесс формирования, утверждения и затем расходования средств регионального бюджета отслеживается Счетной палатой. Перед тем как проект бюджета будет внесен в областную Думу, мы досконально проверяем доходные и расходные статьи. В частности, на те ли полномочия выделяются денежные средства, насколько просчитаны все цифры. В течение года бюджет корректируется, и это мы тоже анализируем.

— Бывает так, что возражаете?

— Да, когда, допустим, деньги выделяются структурам, не входящим в сферу полномочий региона согласно федеральному законодательству. Теперь это редкость, а когда в 2004 году Счетная палата только начинала работать, вопросов было много.

— Вы проверяете — по поручению областной Думы, по предложению областного правительства — различные учреждения, получающие деньги из бюджета. Были в 2014 году случаи, когда проверяемые знакомились с Уголовным кодексом?

— Был такой факт, но в СМИ он был представлен исключительно как заслуга Следственного комитета. Мы проверили в 2014 году строительство станции обезжелезивания питьевой воды в Боровичах. Выяснили, что строительство станции, начатое в 2009 году, на момент проведения контрольных действий не завершено, проектные сроки строительства превышены почти в три раза из-за ограниченности финансирования. Более чем на 4,5 млн. рублей была завышена сметная стоимость — якобы на строительство временного городка для стройки. В наличии же ничего не оказалось. А заказчиком — администрацией города — не контролировался ход работ на объекте. Мы направили материалы в прокуратуру. Было возбуждено уголовное дело.

— Очень большие средства, включая федеральные, расходуются на третий мост через Волхов. Объект сложный и важный. Тоже держите под «лупой контроля»?

— Речь идет об использовании средств Дорожного фонда Новгородской области. Результаты контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой в «Новгородавтодоре», показали, что нет локальных смет к рабочей документации на строительство Деревяницкого моста. А это — несоблюдение условий госконтракта со стороны подрядчика ОАО «Мостострой № 6». Также выявлены факты отражения в справке о стоимости объекта недостоверных данных о стоимости проектно-изыскательских работ (указано 188 064,57 тыс. рублей вместо 64 960,54 тыс.). Счетная палата направила представление ГОКУ «Новгородавтодор» по устранению нарушений, информационные письма в областное правительство. Были приняты меры, теперь замечаний нет.

В 2014 году были выявлены неэффективные расходы средств Дорожного фонда, выделенных на ремонт лестничных сходов моста им. А. Невского в Новгороде, почти на 6 млн. рублей (была завышена сметная стоимость на гранитные изделия при разработке проектно-сметной документации), а также факты оплаты работ в завышенных объемах более чем на 1 млн. рублей. Одной из причин этого является отсутствие нормативного правового акта области, предусматривающего обязательность проверок смет на ремонт и содержание дорог местного значения, финансируемых из Дорожного фонда. Необходимые предложения мы направили в соответствующий департамент. Средства в сумме 1032,6 тыс. рублей возвращены в бюджет, по факту нарушения законодательства о размещении заказа прокуратурой Великого Новгорода в отношении заместителя директора МКУ «УКС» возбуждено дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения он заплатил штраф — 20 тыс. рублей.

— А что с дорогами? Столько вопросов у населения по качеству ремонта...07

— Как раз после обращения жителей Хвойнинского района мы посмотрели дорогу в деревне Удовищи Анциферовского сельского поселения. Жители заявили, что деньги на ее строительство украдены. Мол, как ее не было, так и нет. Оказалось все гораздо сложнее: работы были проведены четко по документации, фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено. Но там должны быть иного рода работы, потому что дорога находится между двумя озерами и ее постоянно размывает. Вот и получилось, что миллион рублей засыпали в землю из-за того, что не проведена оценка технического состояния дороги. Материалы проверки направлены заявителю и в прокуратуру Новгородской области.
Следует отметить, что результаты контрольных действий в сфере дорожного хозяйства указывают на проблемы в системе управления дорожным хозяйством на муниципальном уровне: не урегулирована нормативная правовая база в дорожной сфере, нет должного контроля за сохранностью дорог местного значения, имеется дефицит специалистов дорожной отрасли. Без совершенствования системы управления дорожным хозяйством такие сбои будут повторяться.

— Очень много внимания областная власть уделяет строительству жилья для детей-сирот, на что также идут бюджетные средства.

— Была резонансная проверка Счетной палаты по строительству жилья для детей-сирот. Были вскрыты определенные недостатки. Исполнители не сразу согласились с этим, пришлось долго доказывать. Например, в Боровичах произошла замена работ и материалов: крышу из ондулина заменили металлочерепицей и т.д. Ни подрядчик, ни заказчик не стали мотивировать замену в документации. Самое же главное — не была оборудована вентиляция. мы предложили районной администрации создать комиссию для оценки возможности эксплуатации этого дома. Нарушения скоро устранили.

То же самое могу сказать о проверке выполнения в Боровичах программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Фактов нецелевого использования бюджетных средств проверкой не выявлено. Вместе с тем установлены случаи необоснованного включения домов в перечни аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению, не выполнены мероприятия по сносу аварийных жилых домов после отселения граждан (не снесены 9 из 20 домов). Сейчас почти все обнаруженные недостатки устранены администрацией города.

— Насколько я понимаю, основная часть проверок проводится после обращений депутатов, которые неплохо знают местные проблемы...

— Да, особенно в 2014 году у нас сложилась эффективная практика взаимодействия с депутатами областной Думы. В частности, по их поручению была проведена проверка территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС): бюджет фонда немаленький, и депутаты хотели разобраться в том, как функционирует вся система. С одной стороны, проводится обязательный аудит ТФОМС. С другой стороны, население жалуется, медики тоже не всегда удовлетворены работой фонда. Мы посмотрели, помимо самого фонда, пять государственных учреждений здравоохранения и две страховые компании — чтобы оценить степень их взаимодействия, а также влияние на эти процессы департамента здравоохранения. Проанализировали механизм формирования видов и объемов медицинской помощи, подлежащей оплате за счет бюджета ТФОМС, тарифы на медицинскую помощь...

Замечу, что бюджет фонда, отчеты по его выполнению мы контролируем. И я была уверена, что нарушений не найдем. Вроде бы все работают по заданному законом алгоритму. А при ближайшем рассмотрении пришли в шок. У большинства — просто убыточная деятельность, а в настоящее время главный принцип системы здравоохранения — это финансовая устойчивость.

Многие из больниц и поликлиник имеют огромную кредиторскую задолженность, но она не всегда отражается в их бухгалтерских отчетах. Бюджет медицинского учреждения формируется из двух показателей: объем предоставляемой медицинской помощи и цена этой помощи.

Допустим, учреждение, исходя из планируемых показателей, может заработать 30 млн. рублей, в то время как обязательные расходы учреждения (зарплата персонала, коммунальные платежи, необходимые медикаменты) составляют за этот период 40 млн. рублей. Это неправильно.

Еще одна проблема: незанятые площади в медицинских учреждениях, за которые, тем не менее, платятся коммунальные услуги. Это расходы. В Солецком районе провели консервацию помещений, и получилась экономия средств. В Шимской ЦРБ пустуют площади, но там по-прежнему оплачивают всю коммуналку. Кроме того, немало учреждений все еще делают ставку на стационарное лечение. Добавьте к этому финансовые санкции страховых компаний за различные просчеты в деятельности лечебных организаций, которые вовсе не работают после этого над ошибками, предпочитая платить штрафы.

Необходимо срочно повышать финансовую устойчивость поликлиник и больниц, обеспечить прозрачность процесса распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями и формирования тарифов на медицинскую помощь. Сделать это возможно в случае четкого взаимодействия между департаментом здравоохранения как учредителем медучреждений и ТФОМС. Причем направляющую роль, по нашему мнению, должен играть департамент. Информацию об этом мы направили в феврале в областное правительство.

— Полагаю, в одном интервью сложно рассказать о всех ваших проверках, позволивших бюджету области сэкономить существенные суммы денег. Но, надеюсь, какое-то представление о работе Счетной палаты читатели получили. Хочу только уточнить: какие у вас планы на 2015 год?

— Хотим продолжить контрольные действия за расходованием средств Дорожного фонда, а также программ поддержки малого бизнеса. Подчеркну, что наша цель — найти уязвимые места в системе, будь то дорожное строительство или образование, и предложить меры для устранения неполадок. Ведь есть такое выражение: в отлаженной системе и нечестный человек вынужден быть честным.

Фото с сайта inform-24.com

РЕКЛАМА

Еще статьи

Итогом «нулевых чтений» проекта бюджета стал ряд рекомендаций по рассмотренным направлениям. Они будут проработаны ко второму чтению законопроекта.

Приоритеты расставлены чётко

Комитет Новгородской областной Думы по бюджету, налогам и тарифам завершил предварительное рассмотрение проекта областно...

20.11.2024 | Экономика

Линия по отжиму яблок хоть и б/у, но работает исправно.

Бизнес на яблоках

В Шимском районе открылось производство сидра

20.11.2024 | Экономика

Марина ГОРБАЧЕВА,  заместитель министра финансов Новгородской области

Как сократить новогодние траты?

Марина ГОРБАЧЕВА, заместитель министра финансов Новгородской области

20.11.2024 | Экономика

Пар-мастер помогает усилить оздоровительный эффект бани с помощью веничного массажа.

Под парами

Новгородка Ульяна Львова научит банному искусству

06.11.2024 | Экономика

Всего в этом году по программе «Самолёт» обучались 55 самозанятых.

Продвижение и развитие

В Новгородской области завершился последний в этом году сезон программы для самозанятых «Самолёт»

06.11.2024 | Экономика

В компании используют собственные принты краснокнижных растений и животных.

По мотивам Красной книги

Лучшим «Растущим брендом Новгородской области» стала фабрика женской одежды

23.10.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА