Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Шёл Сашка по шоссе,

потому что ехать по нему было невозможно

По вечно актуальной теме — строительство и ремонт автомобильных дорог — накануне заседания правительства Новгородской области корреспондент «НВ» беседует с руководителем департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимиром ПЕТРОВЫМ.

— Владимир Дмитриевич, хотя Новгородская область невелика по площади, однако протяженность дорожной сети больше, чем во многих регионах. С чем это связано?

— Протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории нашей области, составляет 14820,6 км, в том числе федеральных — 400,5 км, региональных и межмуниципальных — 8393,5 км, местных — 6026,6 км. Плотность составляет 160 км автодорог на 1000 кв. км территории, что является одним из самых высоких показателей в России. В чем причина? В Новгородской области очень много населенных пунктов, бывших колхозов и совхозов... Кроме того, в свое время существенный импульс развитию дорожной сети области дала программа «Дороги Нечерноземья». Но в начале 90-х финансирование дорожной отрасли пошло на снижение, с распадом СССР прекратилось действие всех основных всесоюзных программ.

— Да, но за последние десятилетия интенсивность движения возросла в разы, изменились направления этого движения — дороги ведут туда, где появляются новые предприятия.

— Конечно, стремительный рост движения по автомобильным дорогам, резкое увеличение динамических нагрузок и скоростей требуют новых материалов и технологий, позволяющих улучшить качество и увеличить срок службы дорожного покрытия. А что мы имеем сейчас? Построенные по программе «Дороги Нечерноземья» межмуниципальные трассы и дороги внутри районов как были когда-то построены, так и поддерживаются до сих пор текущим ремонтом. Но капитальный ремонт не производился.

— Необходимое количество денег на капитальное обновление региональному бюджету, вероятно, не потянуть?

— Это невозможно в принципе. Потребность в финансировании таких подходов — это стоимость годового бюджета региона. Без внимания и поддержки федерального центра региональным властям не обойтись. И Новгородская область в этом плане также серьезно зависит от федеральных денег: приблизительно 80% объема регионального дорожного фонда — это деньги федерации. К слову, многие регионы неоднократно выходили с законодательной инициативой в Госдуму по поводу механизмов увеличения наполняемости дорожного фонда. Допустим, за счет увеличения стоимости акцизов на нефтепродукты или отмены транспортного налога, введения налога на большегрузы и налога с продаж на авторезину, чтобы платили больше те, кто чаще пользуется дорогами (так делается в европейских странах). Пока безрезультатно.

— А кстати, как распределяются собранные акцизы?

— На федеральные дороги уходит 28, на региональные — 72%. На первый взгляд, всё замечательно. Но если взять Новгородскую область, у нас протяженность федеральных дорог в разы меньше региональных. Поэтому получается, что федеральные дороги финансируются на 100% от норматива (отчего выигрывают Москва и Петербург), а региональные — как получится... Этот дисбаланс, существующий в течение многих лет, привел к тому, что дороги, построенные в 70-е годы, не ремонтировались капитально 30–40 лет. И сейчас они разрушаются просто от времени.

— Наверное, и технологии строительства теперь отличаются?

— В советское время дороги возводили по нормативам, которые не предполагали нынешние нагрузки на дорожное полотно. Тогда для основания под дороги, как правило, вместо привозного щебня использовался местный материал — известняк, чаще всего. Это делалось для снижения стоимости строительства.

Но известняк в агрессивных средах сохраняет несущую способность не более 25 лет. Он отлично впитывает воду, которая, расширяясь зимой, разрушает дорожное покрытие и сам щебень. Сейчас многие наши дороги вышли «на пенсию», им более 25 лет. Известняк превратился местами в мел, и дороги начали проседать или бугриться. Во время морозов увеличивается пучинистость грунтов: содержащаяся в грунте влага замерзает, а как известно, лёд имеет меньшую плотность, нежели вода, занимая больший объем. Увеличение объема воды при замерзании и приводит к пучению, поэтому какие грунты пучинистые, а какие нет, зависит от содержания в них воды: чем ее больше в грунте, тем сильнее он вспучивается. К пучинистым относятся все глины, суглинки и супеси. В общем, как раз те, что у нас, в Новгородской области...

— С недавних пор к травмирующим обстоятельствам можно отнести и строительство скоростной трассы М11, очень нужной, но пока из-за нее разбиваются местные автодороги.

— Дело в том, что при строительстве часто нарушается запрет о 25-километровом радиусе для карьеров, откуда везут песок и песчано-гравийные смеси. В итоге расстояния, по которым двигаются большегрузы, да еще с перевесом, доходят до 100 км. По настоянию губернатора мы передали три весовых контроля для большегрузов в районы. И еще пять закупаем, чтобы прекратить эту вакханалию.

— Почему в районы передаёте?

04doroga— Потому что из Новгорода не видна полная картина перевозок. А районные власти могут оперативно реагировать на нарушения. Кстати, после периода межсезонья строители М11 приступили к восстановлению разбитых местных трасс, так что, думаю, острота этого вопроса в июне спадет.

— Крайне недовольны дорогами жители Великого Новгорода.

— Я в курсе. Та же проблема: дороги в областном центре лежат на культурном слое, а это слабые грунты. Кроме того, старое основание дорог не приспособлено под современные нагрузки. Кто ж тогда думал, что пойдет такое количество транспорта! Укладывали щебень и сверху — асфальт. Добавлю, в Новгороде дороги еще больше «гуляют», чем где-либо.

— И какой же выход, ведь только новым асфальтом, как я теперь понимаю, проблему не решить?

— Нужно срочно заниматься ливневой системой. В Новгороде она практически не работает. И кто отвечает за ливнёвку в городе — трудно понять. Еще несколько лет назад я видел, как «Ремстройдор» чистил ливнёвку после зимы, готовил её на зимние месяцы. Теперь предприятие доведено до банкротства и ликвидировано. В итоге вся ливнёвка забита, за ней никто не смотрит. Некоторые улицы вообще существуют без ливневой канализации, а это дополнительная причина увеличения количества воды в грунтах под дорожным полотном. После зимнего вспучивания грунтов асфальт летом проседает даже на отремонтированных дорогах. Поэтому мы рекомендовали городу обратить на это внимание и предусмотреть необходимые мероприятия.

— Мэр Великого Новгорода постоянно ссылается на скудость дорожного финансирования от области.

— Давайте проясним. На региональные дороги в районах ориентировочно на один километр выделяется из регионального дорожного фонда 250–300 тысяч рублей. А Новгород тратит каждый год на один километр больше миллиона. Правда, горожане этого не видят. На заседании правительства я остановлюсь на этом подробнее...

— Очень важна не только цена, но и качество ремонта...

— С этой целью мы будем в летние месяцы проводить аукционы на выполнение работ по содержанию дорог, чтобы зимой не возникало проблем. Еще лучше делать договоры сразу на два года, чтобы дорожные предприятия в районах могли прогнозировать свою деятельность, покупать технику, не боясь, что на следующий год их обойдет конкурент. Если вкратце: мы переходим на долгосрочное планирование. Это поможет и дорожно-эксплуатационным предприятиям в муниципалитетах встать на ноги: пока на серьезные работы по реконструкции силёнок им не хватает.

— И конечно же, спрошу про третий мост через Волхов. Его очень ждут водители в надежде на уменьшение пробок в областном центре.

— Мост будет сдан в конце этого года. А вот для строительства развязок потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета. Администрация Великого Новгорода отвечает за съезды с моста, в частности, на Большую Московскую. По моей информации, город этим вопросом сейчас занимается.

— По поводу планов по ремонту дорог в 2015 году в целом по Новгородской области можно уточнить?

— Ответ может получиться слишком пространным. По каждому району планы есть, уже начались и работы. Детально они представлены на сайте областного правительства (информация за 22 мая) и в блоге губернатора.

— Сергей Митин признал в своем блоге, что «нарекания жителей области на неудовлетворительное состояние многих участков дорожного покрытия вполне обоснованны».

— Привести в надлежащее состояние абсолютно все дороги на территории области — задача нелегкая. Исходя из нормативов и учитывая протяженность дорог, на эти цели необходимы существенные вложения, намного превышающие объем средств территориального дорожного фонда. Нам приходится жить по средствам. В 2015 году Дорожный фонд Новгородской области составляет 2,949 млрд. рублей. Главное — использовать эти деньги рационально, с наибольшим эффектом, организовав ремонт на самых необходимых и востребованных участках. Муниципалитетам в текущем году предоставляются субсидии в объеме 413,5 млн. рублей. Только Великий Новгород получит 183 млн. рублей.

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

На встрече губернатор и предприниматели обсудили важные для бизнеса вопросы.

Видеть перспективы

В Любытинском районе Андрей Никитин встретился с предпринимателями и представителями деловых объединений региона

10.07.2024 | Экономика

ОЭЗ «Новгородская» — один из самых крупных инвестпроектов региона.

Километры продукции

Новый резидент ОЭЗ «Новгородская» планирует запустить масштабное производство силового кабеля

03.07.2024 | Экономика

Максим Орешкин и Андрей Никитин оставили свои подписи на первом образце продукции «Энерготэка».

Кнопка «пуск»

Первый производственный корпус особой экономической зоны «Новгородская» открылся с показом работающих технологических линий

19.06.2024 | Экономика

Компания SPLAT планирует направить средства на модернизацию единственного техникума в Окуловке. Соглашение об этом подписали губернатор Андрей Никитин, глава Окуловского района Максим Смирнов и генеральный директор компании Евгений Дёмин.

Четыре важных дня

С Петербургского международного экономического форума новгородцы вернулись с новыми идеями и бизнес-проектами

11.06.2024 | Экономика

На ступень выше

Новгородская область стала четвёртой в национальном инвестиционном рейтинге

11.06.2024 | Экономика

Предприниматель, председатель комиссии по экономической политике Общественной палаты Новгородской области Евгений Козлов почётный знак получил одним из первых.

Первая десятка

На территории технопарка «Трансвит» состоялось награждение новгородских предпринимателей новым почётным знаком

05.06.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА