Нельзя в России забывать о русской кухне
В заголовке нет ошибки. Есть такое слово — «гастронавт». Это человек, открывающий для себя новые миры вкусов и продуктов.
О том, как завлечь за свой стол любителей покушать, шел разговор на международной конференции, которая проводилась в рамках IV гурмэ-фестиваля «Великий Новгород».
По утверждению эксперта Всемирной туристской организации ООН Аллы ПЕРЕСОЛОВОЙ, в последние годы по всему миру набирает обороты гастрономический туризм. Путешественники сами разрабатывают маршруты, ищут места, где более всего проявляется национальный колорит — в жилье, памятниках природы, истории, культуры, языке, быте. И в кухне, конечно.
По словам Пересоловой, такие туристы всегда интересуются вопросами происхождения продуктов питания, способами их приготовления, консервирования. Они тратят в поездках значительно больше денег, чем обычные организованные экскурсанты. Именно таких визитеров, по мнению эксперта, должны стараться заполучить рестораторы.
А вот представитель туристического холдинга Tumlare Corporation Сержио БЕДИНИ, говоря о предпочтениях современных путешественников, сделал упор на том, что понятие «люксовое обслуживание» меняет значение:
— Среди туристов из разных стран, что приезжают в Великий Новгород, однозначно есть люди, которые, если им предложить, предпочли бы отелю проживание в обычной городской квартире. В ряде стран все большей популярностью пользуются так называемые диффузные гостиницы. Это целые поселки, в которых приезжие на время становятся местными жителями.
Как выяснилось, особенность данных населенных пунктов в том, что под туристские нужды отдаются заброшенные деревни. Так welcome! В России-матушке таких сел вдоль федеральных трасс — масса. Слушала про диффузию в сфере гостеприимства и думала: возможно, для европейцев, привыкших к комфортабельному существованию, в диковинку пожить без воды, света, дорог? Но нас этим не удивишь.
А чем удивишь? Основатель фонда «Русская поварня» Максим СЫРНИКОВ считает, что исконно русской... кухней:
— Меня на этой конференции попросили рассказать о методах позиционирования русской кухни на европейском рынке. Какая уж там заграница! Нам бы для начала у себя дома разобраться, что и как мы готовим и едим. Несколько лет назад мы с другом решили провести на улицах Москвы опрос. Молодых девушек и юношей просили перечислить три русских блюда. Что только не называли! Чипсы, гамбургеры, макароны, винегрет... Кто-то вспомнил про уху да еще про пироги сказали — это все, что из нашего национального меню всплыло в памяти опрошенных. А ведь только из грибов и рыбы наши предки уйму вкусностей готовили. Раньше рыбник был на столе в каждой избе. А сейчас? В Финляндии вам почти на каждом хуторе предложат ржаной пирог с рыбой. А у нас даже в ресторанах, которые заявляют о национальном столе, не подают. Я когда в меню вижу «картошку по-боярски» или «кашу Ивана Грозного», понимаю, что вся фантазия шеф-повара ушла на придумывание этих названий. На самом деле ничего не нужно изобретать, следует лишь восстановить рецепты, по которым наши предки готовили.
На вопрос, так готовят ли где-нибудь в России как раньше, шеф-повар ответил, что много где бывает, но пока лишь одно заведение, по его мнению, может похвастать настоящей русской кухней — гостинично-ресторанный комплекс «Русская деревня» во Владимире. Ни в Москве, ни в Питере, ни в Новгороде блюд русской кухни, убежден Сырников, сегодня не подают. А завтра будут?
Фото Владимира МАЛЫГИНА