Исполнение областного бюджета 2015 года обсудили на публичных слушаниях
Накануне слушаний глава департамента финансов Елена СОЛДАТОВА ответила на вопросы «НВ» в связи с важным событием.
— Елена Васильевна, насколько я знаю, серьезных претензий к бюджету-2015 ни у кого нет?
— Есть отдельные замечания, и мы обязательно учтем их на будущее.
— Это было время потрясения бизнеса от санкций, скачков валют...
— И бюджет 2015 года начинался очень сложно: резко вырос курс доллара, что отразилось на платежах в бюджет «Акрона», нашего основного налогоплательщика, у которого налог на прибыль зависит от курсовой разницы. До 25% выросли ставки в коммерческих банках, а у области были кредиты, которые надо было в это время отдавать. Много пришлось работать с Минфином, чтобы войти в программу замещения кредитов, чтобы лодку, которую раскачали внешние обстоятельства, удержать на плаву. И я считаю, что это получилось. Главное, мы выдержали все свои социальные обязательства. В 2015 году началась активная работа по замещению коммерческих кредитов бюджетными. В итоге 2,2 млрд. рублей коммерческих кредитов было заменено бюджетными, ставка по которым составляет 0,1% годовых.
В течение года обстановка нормализовалась, и по его итогам мы вышли на неплохую позицию по сравнению с другими регионами, хотя выполнения тех задач, которые ставились, мы полностью не добились — недополучили почти 400 млн. рублей. Считаю, по объективным причинам. Меньше поступило налога на прибыль от «Акрона» — 700 млн. рублей, а прежде было 1,5 млрд. и даже более 2 млрд. И многие другие крупные налогоплательщики — «Сбербанк», РЖД, «Газпром» — заявили о возврате налога на прибыль, который они заплатили в 2014 году (законодательство разрешает). Это очень повлияло на доходы казны. Ожидаемого роста не произошло по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Если до этого ежегодный рост налога был на уровне 10—12%, то в 2015-м он составил 4,6% при плане 8%. Тем не менее на фоне других по этому налогу мы выглядели неплохо: 3-е место по СЗФО и 22-е — по России.
— Планировать поступления в казну — дело непростое?
— Непосредственно сам департамент не планирует, он обобщает информацию. У нас в регионе 38 крупных администраторов доходов, включая налоговую службу. Они планируют, начисляют, собирают налоги и отвечают за выполнение планов.
— Мы с вами не знаем точно, какие вам зададут вопросы, но на слушания приходят в основном одни и те же записные критики.
— Претензии каждый год одни и те же. Обнаружат неэффективные расходы, главный козырь — компенсация разницы между экономически обоснованным тарифом на услуги ЖКХ в районах и тарифом для населения, на что бюджет тратит 1 млрд. рублей. Но по-другому пока не выйдет — нам досталось наследство из устаревших котельных, потребляющих дорогое топливо вместо газа. Замена их на современные требует времени, чем сейчас и занимается ТК «Новгородская». Задача свести эти расходы к нулю — в повестке дня областного правительства. Добавлю, что по расходам всегда можно найти повод для критики. Могут возникнуть вопросы и по дорогам, напомню, что область потратила на них в 2015 году 2,7 млрд. рублей, или 11,7% от всех расходов.
— Все познается в сравнении...
— Доходы региона в прошлом году составили 24,7 млрд. рублей. И по темпам роста доходов мы заняли 4-е место среди субъектов СЗФО, 18-е — в России. У нас он составил 108%, а в среднем по России — 105,1%, в СЗФО — 103,5%. По темпам роста собственных доходов область переместилась даже в этот непростой год с 52-го на 28-е место, заработав 19,4 млрд. рублей. Это на 10,3% больше (1,8 млрд. рублей), чем в 2014 году. По росту НДФЛ мы вышли на 3-е место в СЗФО и 22-е по России (в 2014 году было 45-е).
Расходы выполнены на 94,6%, а по России средняя цифра — 92,6%. В расходах 21% средств был направлен на образование, 21,4% расходов ушло на социальную политику, 15,7% — на здравоохранение, 4,4% — на культуру. В целом на социально-культурную сферу направлено более 60% расходов.
— Еще одна тема для критики — госдолг, хотя это нормальная практика во всех субъектах. Кроме устойчивой тенденции к ежегодному росту доходной части, в 2015-м был снижен дефицит бюджета. В 2016 году он вообще бездефицитный.
— Областную власть критиковали прежде за наличие дефицита, теперь некоторые общественники недовольны отсутствием дефицита. Уточню, что уже в 2015-м дефицит бюджета был минимален — 4,9% от собственных доходов. Доля банковских кредитов снизилась с 57,6% до 48,5%. А в настоящее время она менее 30%. Конечно, сыграло свою роль решение Федерации выдавать регионам бюджетные кредиты при условии не наращивать свои долги.
Сам по себе дефицит не страшен, он позволяет провести больше расходов за счет кредитов. Я работаю в финансовой сфере много лет и знаю, что главное — уметь управлять долгом, не допускать критических значений. А Бюджетный кодекс четко определяет ограничения. За 2015 год долговая нагрузка региона снизилась с 82,8% до 79,5%. Это средний показатель по России. Но есть регионы, где она зашкаливает уже за 100%.
— Есть процессы, не дающие быстрого эффекта. Например, «Акрон» строит новый цех, нужно время, чтобы он заработал, что увеличит платежи в бюджет. Это учитывается при его верстке?
— Да, мы ориентируем администраторов учитывать любое крупное строительство как дополнительный источник доходной базы. В составе департамента есть специалист, который отслеживает эту ситуацию. Но на бюджет влияют и многочисленные небольшие фирмы. Они сегодня открылись, завтра закрылись или перешли в другой район... Это движение трудно прогнозировать, но нельзя не учитывать.
Отраслевые департаменты работают с властями на федеральном уровне, вписывая нашу маленькую область в федеральные программы. Напомню, Москва не дает всю необходимую сумму, требуется софинансирование региона. И нужно убедить федеральные министерства, что проекты региона актуальны и реальны. Эта одна из важных миссий лично губернатора Сергея Митина, его первого заместителя Вероники Мининой, всей команды правительства области. Благодаря этим усилиям строится третий мост через Волхов, в 2015 году возведены стадион «Центральный», центр гребного слалома в Окуловке, новые детсады в Хвойнинском и Маловишерском районах, ФОКи в районах... Объем инвестиций в строительство объектов социальной сферы в 2015 году в 1,7 раза больше, чем в 2014 году.
— Сколько человек работают над бюджетом области?
— В департаменте — 50 штатных единиц. Вести 25 млрд. рублей, соблюдая все нормы законодательства, — это кропотливая ежедневная работа. Одновременно бюджет должен быть доступен гражданам. У нас работает портал «Открытый бюджет Новгородской области», где любой может найти информацию о бюджете в простой и понятной форме. По уровню открытости бюджетных данных Новгородская область в 2015 году была на 34-м месте, сейчас занимаем 10—13-е места в общероссийском рейтинге.
— Бюджет во многом зависит от развития экономики...
— Доходная его часть — безусловно. И ставка на открытие в том числе и небольших предприятий, учитывая век инноваций и малочисленность региона, — это разумная тактика областного правительства. Как известно, курочка по зернышку клюет. В этом смысле свою роль должно сыграть недавно подписанное соглашение о взаимодействии между правительством Новгородской области и Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
— Ваш прогноз на перспективы областного бюджета?
— Собственные доходы областного бюджета за 5 месяцев текущего года возросли по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 21,4%. В областной бюджет за январь — май поступило 10 млрд. рублей. Существенный рост мы отмечаем по налогу на прибыль организаций — 140,3% к аналогичному периоду прошлого года, особенно по предприятиям химической промышленности (ОАО «Акрон»).
Уверенными темпами поступает налог на доходы физических лиц — темп роста за 5 месяцев 2016 года — 106,3%. С апреля 2016 года увеличены ставки по акцизам на нефтепродукты. Уже сейчас в областной бюджет за счет этого начали поступать дополнительные доходы. Если не будет серьезных изменений по курсу доллара и сохранятся нынешние условия, нет сомнений в выполнении бюджета-2016.