Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Автобус с воздушными подушками

Вы б, «Газели», не галдели, а на будущей неделе прискакали, чтоб мы сели

Полемика вокруг компенсации выпадающих доходов предприятиям, занимающимся перевозкой пассажиров, продолжается в регионе уже несколько лет. Перевозчики без этого не хотят брать на себя «невыгодные» маршруты, власть не хочет платить за перевозимый «воздух». О том, в какой стадии находится решение каверзного вопроса, «НВ» спросили у руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Александра ТАРАСОВА.

— Александр Александрович, сейчас у региона еще остались долги перед перевозчиками?

— Наша задолженность перед перевозчиками складывается из двух составляющих: это текущие долги и так называемые «дела давно минувших лет». Если говорить о текущих долгах, на сегодняшний день департамент выплатил перевозчикам компенсацию выпадающих доходов за апрель. Мы внесли изменения в план платежей, попросили дополнительные деньги из бюджета региона. Областная Дума своим решением их выделила, и в ближайшее время мы также рассчитаемся с перевозчиками за май. Общая сумма выплат получается в пределах 12—13 млн. рублей в месяц. Этот платеж для отдельно взятого перевозчика, который живет только за счет выпадающих доходов, конечно, критичен, для больших компаний — уже менее значим.

Что касается остальных платежей, с каждым перевозчиком мы работаем по индивидуальной схеме. Деньги в любом случае будут выплачены всем. Самый большой долг у нас сегодня перед автопарком Новгорода — около 200 млн. рублей. Было подписано соглашение с департаментом финансов, график погашения долга расписан на годы вперед. Первый транш уже выплачен — более 20 млн. рублей. На эти деньги парк купил новые автобусы марки «Ютонг».

— Если на протяжении многих лет постоянно возникают долги, видимо, надо менять саму схему работы?

— Вы правы. Новая схема работы определена 220-м ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Этот закон вступил в силу с начала 2016 года. Закон говорит о том, что теперь всем правит рынок, и те объемы перевозок, которые сегодня выполняются, должны быть выставлены на аукцион. Условия аукциона прописаны таким образом, чтобы в нем приняли участие компании, имеющие профессиональных сотрудников, транспортные средства и опыт работы. Уже выставлены на аукцион девять районов, в том числе — Любытинский, Боровичский, Старорусский, Крестецкий. Мы предлагаем перевозчикам готовую маршрутную сеть, платим им компенсацию выпадающих доходов. За один километр пробега перевозчик будет получать из бюджета 11 рублей 85 копеек. При этом он также может зарабатывать, продавая билеты. Стоимость билетов для граждан определена тарифом. В любом городе Новгородской области проезд стоит 22 рубля. В районах — 3,5 рубля за километр. Это немалый тариф, но по предложению нашего департамента некоторые перевозчики ввели льготные проездные билеты для граждан.

— Новая система выгоднее прежней?

— Расходы бюджета в любом случае значительные. На компенсацию выпадающих доходов перевозчикам до конца года в тех девяти районах, о которых шла речь, понадобится 19 млн. рублей. При этом у нас остаются перевозчики, которые работают по прежним договорам, и по закону они могут продолжать свою деятельность, пока срок действия договоров не закончится. Компенсация выпадающих доходов им идет по тарифу, который был рассчитан при заключении договора. Это тоже бремя для бюджета. Пока мы отдаем по договорам больше средств, чем тратим на аукционы.

— Но ведь так будет не всегда?

— Да, департамент проводит работу, чтобы уравнять всех перевозчиков в правах. Закон дает пять лет на становление новой системы. Со временем все перестроятся. Чтобы у компаний-перевозчиков были равные возможности, мы, выставляя лоты на аукцион, формируем маршрутную сеть определенным образом. Помните, как было в советское время: вот тебе колбаса, а вот килька в нагрузку. Принцип похож. Сегодня перевозчики ездят там, где интереснее и выгоднее. Чтобы регулировать процесс, мы включаем в каждый лот популярные направления, на которых бизнес может заработать, и маршруты через населенные пункты с малым числом жителей.

Конфигурация маршрутной сети — вот вопрос вопросов

— Выходит, перевозчикам придется перестраиваться?

— Мы очень хотим, чтобы перевозчики, которые работают сегодня на новгородском рынке, переформатировали свою работу. Ведь это бизнес. Если одной компании выгодно тут работать, а другой — нет, значит, нужно искать, где большие затраты, сокращать их. Солидное предприятие, конечно, требует серьезных накладных расходов. Но при этом у него должна быть техника, позволяющая экономить на горюче-смазочных материалах, должна быть так сформирована маршрутная сеть, чтобы не тратить лишние километры, давая крюк. Не надо возить воздух в большом автобусе.

— Можно, например, по непопулярным маршрутам пустить «Газели»...

— Конечно. У нас в пригороде не такие уж густонаселенные деревни, чтобы гонять туда автобус на 50—60 человек. Рынок диктует свои законы. Не устраивает перевозка пассажиров, не выгодно возить людей — занимайся чем-то другим, вози грузы. У нас сегодня появился в Крестцах новый перевозчик, новгородская компания «Садко», население довольно. Эта компания вообще не получает компенсации из бюджета, только средства, вырученные от продажи билетов. Выходит, вполне можно так работать, было бы желание. Да, мы хотели бы сохранить наших перевозчиков, ведь они платят налоги, обеспечивают рабочие места для населения. Но все же главная наша задача — учесть интересы населения, не перевозчика. Вполне возможно, что к нам придут компании из других регионов. Конечно, когда откроют третий мост через Волхов в Новгороде и мы будем объявлять аукцион по автобусному маршруту, который через него пройдет, на конкурс не явится перевозчик из Петербурга или Новосибирска, но на что-то более масштабное, на комплекс маршрутов — почему нет? Бизнес сегодня очень заинтересован работать с бюджетом, в том числе и в транспортной отрасли. В бюджете этого года у нас заложено 89 млн. рублей на компенсацию выпадающих доходов перевозчикам. Это солидная сумма.

— Не так давно в регионе завершилась оптимизация маршрутной сети. Как проходил этот процесс?

— Мы начинали оптимизацию в феврале, а автобусы стали ходить по новому расписанию с 1 апреля. У нас было только два месяца, чтобы внести все необходимые изменения в график движения и сообщить об этом людям. Речь не шла об отмене каких-то маршрутов, только о сокращении числа рейсов. Мы оптимизировали маршрутную сеть на тринадцать процентов, продекларировав, что с началом дачного сезона число рейсов снова будет увеличено. На данный момент мы почти вернулись к тому режиму работы, который у нас был до оптимизации. Однако — только на лето. Придет межсезонье, и опять придется заниматься оптимизацией. Но мы уже получили необходимый опыт. Прежде в таком объеме область никогда не оптимизировала маршруты. Это надо было сделать обязательно, чтобы не получилось так, что перевозчик гоняет пустые автобусы, а мы ему за это платим деньги. Нашлись, конечно, и слабые места. Очень много жалоб от населения было на старте, сейчас их меньше. Были случаи, когда транспорт мы не могли пустить из-за плохого состояния дорог. За этот сезон дороги улучшим, причем те направления, где ходит общественный транспорт, для нас в приоритете.

— А бывало так, что люди не знали об отмене рейсов?

— Да, иной раз люди не знали, приходили на остановку в привычное время, а автобуса не было. Оптимизируя маршруты, мы проводили и у себя, и на местах совещания, разрабатывали карты, утверждали их. Где-то все прошло гладко, где-то, как я уже сказал, людям не хватило информации. Тут многое зависит еще и от того, как сработала власть на местах. Были и с нашей стороны недоработки. Например, возьмем Новгородский район. Был случай, когда мы отменили ранний утренний автобус, не зная, что люди на нем ездят на работу в город, и пошли просьбы его вернуть. Естественно, автобус снова начал ходить.

Вообще, пользуясь случаем, я хотел бы извиниться за те трудности, которые люди испытывают в связи с оптимизацией маршрутной сети. Мы и сейчас стараемся учитывать все жалобы. Причем работаем по ним всегда совместно с органами местного самоуправления.

Фото из архива «НВ»

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

На встрече губернатор и предприниматели обсудили важные для бизнеса вопросы.

Видеть перспективы

В Любытинском районе Андрей Никитин встретился с предпринимателями и представителями деловых объединений региона

10.07.2024 | Экономика

ОЭЗ «Новгородская» — один из самых крупных инвестпроектов региона.

Километры продукции

Новый резидент ОЭЗ «Новгородская» планирует запустить масштабное производство силового кабеля

03.07.2024 | Экономика

Максим Орешкин и Андрей Никитин оставили свои подписи на первом образце продукции «Энерготэка».

Кнопка «пуск»

Первый производственный корпус особой экономической зоны «Новгородская» открылся с показом работающих технологических линий

19.06.2024 | Экономика

Компания SPLAT планирует направить средства на модернизацию единственного техникума в Окуловке. Соглашение об этом подписали губернатор Андрей Никитин, глава Окуловского района Максим Смирнов и генеральный директор компании Евгений Дёмин.

Четыре важных дня

С Петербургского международного экономического форума новгородцы вернулись с новыми идеями и бизнес-проектами

11.06.2024 | Экономика

На ступень выше

Новгородская область стала четвёртой в национальном инвестиционном рейтинге

11.06.2024 | Экономика

Предприниматель, председатель комиссии по экономической политике Общественной палаты Новгородской области Евгений Козлов почётный знак получил одним из первых.

Первая десятка

На территории технопарка «Трансвит» состоялось награждение новгородских предпринимателей новым почётным знаком

05.06.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА