Воскресенье, 29 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

МУПище, а у него не тариф, а тарифище!

Почему жителям Великого Новгорода нужно больше платить за воду

С 1 июля по всей области поднялись тарифы на коммунальные услуги. Газ подорожал на 2%, электроэнергия — на 7,3%. С остальным сложнее, потому что в каждом районе показатели разные. В общем по районам рост платы за коммунальные услуги составит от 3 до 9,9%. А вот жителям Великого Новгорода повезло меньше: для них сумма в платежной квитанции вырастет на 16%. При этом тепло в городе подорожает на 10% с небольшим. Зато тариф на воду — сразу на 34,5%.

Есть такое право!

Вообще, новгородцы платят отдельно за водоснабжение и водоотведение. По первому пункту тариф был 24,54 рубля за кубометр, а теперь стал 29,09. Водоотведение подорожало с 17,59 за кубометр до 27,59 рубля. В среднем, говорят, сумма в квитанции станет больше рублей на 200. Причина роста — бедственное положение «Новгородского водоканала».

— На сегодняшний день кредиторская задолженность предприятия — около 400 млн. рублей. Основные наши кредиторы — ПАО «Акрон», завод химреагентов, «ТНС энерго». Дебиторская задолженность тоже порядка 400 млн. рублей, но около 150—180 млн. — так называемые безнадежные долги, потому что организации, которые должны нам эти деньги, обанкротились, — говорит директор МУП «Новгородский водоканал» Сергей ЗОЛОТАРЁВ. — От основной деятельности предприятия мы за 2015 год получили убыток в 130 млн. рублей. Убытки мы несем каждый год, и в ближайшем будущем это привело бы к невозможности стабильно работать. В 2015 году «ТНС энерго» четыре раза отключала нас от энергоснабжения за долги, завод химреагентов недавно прислал письмо о прекращении отгрузки реактивов. Различными способами мы стараемся удерживать ситуацию под контролем, но в таких условиях дальше работать просто невозможно.

При этом водопроводу не помешал бы ремонт, а канализационные сети Новгорода — и вовсе в аварийном состоянии. Сергей Золотарёв подчеркнул: проблема существует давно. Напрашивается вопрос, почему в таком случае тарифы не повышали постепенно.

— Последние годы в стране существовал институт предельных индексов, — говорит заместитель губернатора Новгородской области Юрий МАЛАНИН. — Выше предельного индекса тариф по региону быть не мог. Но в 2014 году было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 400. Это правовое решение, с учетом процедуры утверждения тарифов, дало нам реальную возможность только в 2016 году принимать их с превышением предельного индекса. Не будь этого постановления, через два-три года мы могли бы прийти к тому, что услуга бы пропала.

Nota bene*

Согласно названному Постановлению № 400 (пункт 12), «Индексы по субъектам Российской Федерации и размер отклонений по субъектам Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложения, представленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Размер отклонения по субъекту Российской Федерации не может превышать размер индекса по субъекту Российской Федерации, установленного на год долгосрочного периода, на который определяется отклонение по субъекту Российской Федерации».

Согласно же Распоряжению Правительства РФ от 28.10.2015 № 2182-р, индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Новгородской области на 2016 год составляет на первое полугодие 0%, а на второе — 4%.

Если следовать формальной логике, то среднегодовой индекс-2016 равен 2%. И теперь смотрите выше: «Размер отклонения по субъекту Российской Федерации не может превышать размер индекса по субъекту Российской Федерации, установленного на год долгосрочного периода, на который определяется отклонение по субъекту Российской Федерации». И еще выше: «В общем по районам рост платы за коммунальные услуги составит от 3 до 9,9%, а в Новгороде — 16%». Весь вопрос в том, каков же индекс роста по субъекту? В «Информации о росте тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2016 года», размещенной на сайте Комитета по ценовой и тарифной политике области, ответа на этот вопрос нет.

МУП воды

Правда, в 400-м Постановлении (п. 43) сформулированы причины, когда «предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации». Повысить тарифы разрешается «в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг».

Этой универсальной формулировкой мы уверенно пользуемся с 26 августа 2014 года (см. письмо департамента ЖКХ и ТЭК «Изменение стоимости коммунальных услуг»). Однако если судить по рекордному (34,5%) повышению тарифа на водоснабжение и водоотведение в Новгороде, «повышение надежности и качества услуг» пока не наступило.

Сегодня МУП «Новгородский водоканал» настаивает на необходимости реализовать инвестиционную программу и привести сети в порядок. Что мы слышим ежегодно в тех или иных вариациях. Но пока не знали, что назначены в инвесторы. А значит, город вполне может в следующем году поднять цены на услуги ЖКХ еще сильнее.

Вопросы «какчества»

Что характерно, к объективным причинам роста тарифов отнесены не только необходимые инвестиции, замена сетей, повышение качества, но и «увеличение расходов на заработную плату на 12% в соответствии с «Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации». Несколько стыдливая формулировка означает в переводе с казенного на русский повышение заработной платы коммунальщикам практически на величину инфляции — на 12% (официальный индекс инфляции в 15-м году был 12,9%). Вот это по-нашему!

Сообщим, кто не в курсе, что «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014—2016 годы» утверждено 9 сентября 2013 года Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения. «Увеличению расходов на заработную плату» (отраслевики предпочли термин «уточнение») посвящены два пункта:

2.4. Минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

2.9. ...Изменение (повышение) должностного оклада руководителя производится одновременно с увеличением тарифных ставок Организации.

Источники исполнения этих уточнений и изменений в соглашении не указаны. Но нет сомнений, что это произойдет за счет населения.

Не обидно ли будет, например, бюджетникам, коим зарплату не повышают с начала кризиса? Или пенсионерам, которым «расходы на пенсию» в этом году увеличили только на 4% вместо 12? Хотя ради повышения надежности и качества можно потерпеть!

Дяди самых честных правил

Впрочем, не стоит зацикливаться на +12% к зарплате коммунальщикам. В начале этой статьи приведены слова директора МУП «Новгородский водоканал» Сергея Золотарёва о кредиторской задолженности предприятия — 400 млн. рублей. Названы и кредиторы (см. выше).

Но есть подозрение, что через тариф МУП хочет рассчитаться по своим долгам корпорации НЕФКО, которая в оны времена выделила новгородской мэрии 1,2 млн. евро на решение экологических проблем. МУП согласен вернуть свою часть долга (4,4 млн. рублей). Если население раскошелится.

Во всяком случае, об этом говорил вице-мэр Сергей Светлов 29 октября 2015 года на заседании гордумы: «Возражений со стороны предприятия нет» (см. velikiynovgorod.bezformata.ru). И именно «Водоканал» двинул предложение повысить с 1 июля 2016 года в городе общий тариф ЖКУ на 16% (а в нем уже заложены те самые +34,5% за водоснабжение и водоотведение). Только где теперь тот вице-мэр? А 16% — вот они!

Но как сказал тогда, 29 октября, вице-спикер думы Евгений Кузиков: «Все мы хотим жить в хороших домах, иметь воду и тепло каждый день. И еще при этом говорить: знаете, как-то это все дороговато. Оно понятно, а что делать?». Помните классика?

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. 

К слову, возможностью сделать цену на коммунальные услуги повыше воспользовались не только в Великом Новгороде. Например, в Старой Руссе тоже солидно подорожало водоотведение: с 23,59 до 34,86 рубля за кубометр.

Прежнее предприятие, обеспечивавшее людей водой, признали банкротом, на его место пришло другое. Ситуация не менее сложная, чем в Новгороде: из-за долгов работу компании могут остановить, а оборудование изношено и вопиет о замене. Районные власти не нашли другого выхода, кроме как поднять тариф на воду.

Ольга ЛИХАНОВА,
Геннадий РЯВКИН

Фото из архива "НВ"

РЕКЛАМА

Еще статьи

Инфографика Ирины ДЕНИСЕНКО

Все средства хороши

Бюджет Новгородской области на ближайшую трёхлетку сохранил социальную направленность

18.12.2024 | Экономика

Инвестиционная привлекательность — это новые рабочие места, улучшение качества жизни.

«Зачем я здесь?»

Как новгородской глубинке привлечь инвестиции

11.12.2024 | Экономика

Маркирование сельхозживотных проводят даже в небольших хозяйствах.

Коровке — по бирочке, лошадке — по микрочипу

В Новгородской области на платформе «Хорриот» промаркировано более 90% сельскохозяйственных животных

11.12.2024 | Экономика

На встрече в Исфахане новгородская делегация обсудила с иранской стороной перспективы сотрудничества в области науки и образования.

От пломбира до машиностроения

Новгородские компании находят бизнес-партнёров в Китае и Иране

04.12.2024 | Экономика

Экономика ищет баланс

Задача Центробанка — привести спрос и предложение к равновесию

04.12.2024 | Экономика

Участники мероприятия обсудили новые перспективы, которые откроются семейным компаниям.

Общее дело

В регионе растёт число семейных компаний

27.11.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА