Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Немец с новгородскими амбициями

Или почему машиностроение должно стать национальной идеей

Вместе с Рудольфом МЕРДИАНОМ смотрим на географическую карту в конференц-зале фирмы «Новтрак». Странная карта. В единое пространство по государственным границам черным маркером объединены не только Россия и Крым, неизвестные авторы включили в него Казахстан, Украину, Белоруссию и даже Финляндию. Правда, тем же приемом отсекли от РФ Восточную Сибирь и Дальний Восток. Генеральный директор не может объяснить смысловое значение этого наглядного пособия: «Не знаю, что это значит. До меня висела. Сейчас с Казахстаном работаем, с Украиной нет». Немец Рудольф Мердиан руководит «Новтраком» уже семь лет. Он почти без акцента говорит по-русски и любит использовать непривычные для иностранца наши речевые обороты. Ему не интересна политика и старая карта в зале для совещаний, ему важно, что у него происходит в производственных цехах и конструкторском бюро завода, который он не без удовольствия и гордости называет машиностроительным. Последним в Великом Новгороде. А еще точнее — единственным.

— Да, так оно и есть. Вымерло все. Здесь есть заводы, которые выпускают определённые комплектующие для машиностроения, для других отраслей. Но никто не делает окончательный продукт. Никто! Все от кого-то зависят как поставщики.

Рудольф родился в Советском Союзе, в Кировской области, в семье военнопленных немцев, попавших в СССР под аденауэровскую амнистию только после 1955 года. Из Казахстана в 1969-м переехали в Эстонию, где будущий инженер Мердиан поступил в Таллинский политехнический институт. В 1974-м его семья вернулась в Германию, где Рудольфу пришлось учиться заново — советскую «вышку» там не признали.

— Я сам не знаю, откуда я. Сейчас говорю — просто европеец.

— А что в Россию опять заставило вернуться?

— Долгая история. Немецкий Билефельд и русский Новгород — города-побратимы. Вот сюда в 1992 году из Восточной Вестфалии и приехал господин Герберт ЗОММЕР — немецкий бизнесмен. Переговоры провёл, посмотрел и решил здесь фирму открыть по производству полуприцепов для седельных тягачей. Купил старую площадку еще советской автобазы.

В Европе у него было два завода в Германии: в Билефельде и в Бремене. Был завод во Франции, и вот четвертый здесь решил открыть. Так появился «Зоммер Новтрак».

— Только сейчас завод называется «Мойсбургер Новтрак».

— Не знаю, что тут творилось, кто что крутил и делал. В общем, науправлялись до банкротства. Зоммер производство продал. После него здесь хозяйничала какая-то английская финансовая группа: за пару лет вытащили всё, что возможно было, и продали. Уже семье Мойсбург.

— Что у Зоммера пошло не так?

— Да, на русском рынке у «Новтрака» имя уже было — неплохую технику делали. Но они занимались только производством магистральной техники: это тентовики, бортовики и контейнеровозы. А такую технику делали самые крупные производители в Европе, преимущественно немецкие фирмы: Шмитц, Кроне, Когель. То есть конкуренция очень большая была. И, видимо, они не выдержали, зажали их немцы. К примеру, если взять самого крупного производителя такой техники в Европе — Шмитц. Они в состоянии делать до 400 прицепов в день. Представляете себе? А «Новтракт» если делал 100–120 в месяц — это рекорд был. Ну, естественно, ценовая политика совсем другая, здесь и расходы были другие.

— С Зоммером понятно, вы-то как в Новгороде оказались?

— Я работал на немецком заводе BPW по выпуску осей к прицепам и полуприцепам. На предприятии и вырос: с производства через технический отдел вышел на сбыт и потом руководил отделом сбыта всех стран СНГ. Был знаком с Мойсбургом. Он, зная мою «русскость», предложил возглавить завод в Новгороде. Без языка как в наше время? Тяжело. Ну и контакты — это очень большое преимущество. У меня их очень много в Европе. Мне вот трубку телефона поднять, в Германию поставщику позвонить — и все закрутится. Русскому — уже тяжелее. Если немец из России звонит — сразу доверие есть, там быстро договариваешься по условиям, по поставкам, по ценовой политике.

— Вы сейчас думаете, занимаясь своим бизнесом, как немецкий бизнесмен или уже как российский?

— Как российский не могу думать.

— Почему?

— Потому что это не соответствует требованиям бизнеса. Если я этим путём пойду — я тоже не выживу. Я сюда приехал не для того, чтобы повторять ошибки других. Я успеха хочу. И пока время показывает, что всё вроде бы правильно идёт. У нас, конечно, хорошая поддержка из Германии, но себя тоже не надо забывать.

— В чём заключается поддержка?

— Самое главное — техника, станки. А еще у нас сейчас в своем конструкторском бюро 10 человек, все наши ребята, все местные, все закончили Новгородский университет.

— Говорите — «наши» ребята!

— Некоторые уже больше 10 лет здесь. Готовых конструкторов нет.

— Вы их учите?

— Да. Их надо еще 2–3 года учить, пока самостоятельно начнут работать. Вот идут дискуссии: нет образования, нет конструкторов, механиков. Но в университете не готовят по такой профессии. Эти молодые ребята учиться начинают на предприятии — для этого надо пару лет терпения. А сейчас они — профессионалы. Естественно, они очень многому учатся у немцев, ездят стажироваться. Но первое время по чертежам была большая поддержка из Германии. Вот сейчас у нас каждый день 10 человек практикантов учатся.

— Ваши будущие кадры?

— У них практика от техникума. Я присматриваюсь, если толковые, после учёбы я их приглашу. Если из 100 процентов сюда придут 20–30, мне этого хватит.

— В России подход к инженерной специальности другой?

— Да. В Германии многое надо делать самостоятельно. Чем больше ты делаешь самостоятельно определённую работу, тем лучше ты учишься и быстрее, то есть они развивают собственное мышление, частное мышление — это очень важно.

 

— Я не могу судить, как сейчас обучают в институтах и университетах — понятия не имею. В советские времена с нас требовали, и как требовали! Теоретически специалисты были на высшем уровне, но практически тоже учились на заводах.

— Как вы оцениваете качество русского бизнеса?

— Трудно сказать.

— Не только в отрасли, а вообще? Вы много ездите на выставки, общаетесь с клиентами. У нас грамотная бизнес-прослойка есть?

— Появляется. Это надо честно признать. Есть новое поколение бизнесменов 30–35 лет, до 40. Они уже мыслят по-другому. Уже совсем другой, такой профессиональный подход. И это радует. Предпринимательство — это тяжелое дело. Оно должно быть врождённым, например, потомственным. Надо с детства своего ребёнка готовить к бизнесу. Родиться бизнесменом нельзя.

— А научить можно?

— Научить можно. Но это долгий процесс. Если ребёнок с детства воспитывается — всё проще, он уже с пониманием идет в бизнес. Нужно терпение, и в России все это появится. А машиностроение надо развивать всей нацией. Страна, которая летает в космос, должна все уметь. Есть же головы, все возможности есть.

— Сегодня «Мойсбургер Новтрак» — успешное предприятие?

— Я доволен ходом дела. В этом году хотим выйти на оборот в 30 млн. евро. Наше головное немецкое предприятие для себя хочет добиться показателя в 50 млн. Подшучиваю над хозяином фирмы, что скоро его обгоню.

— В чем секрет успеха?

— В широкой линейке продукции. Мы выпускаем не только наши традиционные тентовики и бортовики, контейнеровозы. Делаем тралы, карьерные самосвалы, лесовозы длинномерные, зерновозы, шторники — их никто не выпускает, панелевозы. Нет ничего, что мы не сделаем. Клиент приходит, говорит: я хочу это и это, делали? Нет? Вот они с нашими конструкторами сидят, думают, как лучше сделать. Нарисуют, согласуют. Мы только приехали с главной московской выставки спецтехники «СТТ-2017». К нашей продукции большой интерес. Есть портфель заказов.

— Самое главное ваше преимущество — это мобильность?

— Не только. Вот посмотрите на карту России, какая страна большая. На такие расстояния хочется перевозить больше грузов, чтобы деньги зарабатывать. В России разрешена сцепка длиннее, чем в Европе. Поэтому мы сам прицеп или полуприцеп можем делать длиннее, чтобы перевозить больше. Мы делаем 16,5 метра. А в Германии или Европе разрешены только 13,7. У немецких производителей стандартизировано производство — у них такую длинную раму, как у нас, даже в покрасочную ванну окунуть не смогут, потому что нестандартный размер. А нам тут никто и ничто не мешает. Мы специально вышли на спецтехнику, чтобы делать вещи, которые все эти крупные немецкие производители не могут делать или не хотят. На нее всегда спрос есть.

— Прямо импортозамещение какое-то.

— Тут все долго говорят про импортозамещение, которого всё ещё нет. Оси и химию всю я вожу из Германии, металл — шведский, финский или немецкий. Вот только резина сейчас стала сносная появляться в России: из Ярославля и Набережных Челнов. По желанию клиента ставим.

— А с нашим металлом что не так?

— Хрупкий, нагрузок не выдерживает, трескается, лопается. Используем только в качестве перегородок. Мне важно качество моего продукта. А еще русские производители металла все работают через дилерскую сеть — это еще один посредник, что увеличивает цену продукта. В Европе я покупаю прямо с завода, там никто так не подрабатывает. Я думаю, здесь со временем тоже вымрет эта система, она бесперспективная.

— Почему всё-таки иностранный бизнес остерегается России?

— Я думаю, из-за того, что на русском рынке нет вот этой законодательной надёжности, что касается предпринимательства. Они боятся, они привыкли работать по-другому. Пока эти законы не создадутся — тяжело их будет сюда затянуть.

Фото Владимира Малыгина

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

На встрече губернатор и предприниматели обсудили важные для бизнеса вопросы.

Видеть перспективы

В Любытинском районе Андрей Никитин встретился с предпринимателями и представителями деловых объединений региона

10.07.2024 | Экономика

ОЭЗ «Новгородская» — один из самых крупных инвестпроектов региона.

Километры продукции

Новый резидент ОЭЗ «Новгородская» планирует запустить масштабное производство силового кабеля

03.07.2024 | Экономика

Максим Орешкин и Андрей Никитин оставили свои подписи на первом образце продукции «Энерготэка».

Кнопка «пуск»

Первый производственный корпус особой экономической зоны «Новгородская» открылся с показом работающих технологических линий

19.06.2024 | Экономика

Компания SPLAT планирует направить средства на модернизацию единственного техникума в Окуловке. Соглашение об этом подписали губернатор Андрей Никитин, глава Окуловского района Максим Смирнов и генеральный директор компании Евгений Дёмин.

Четыре важных дня

С Петербургского международного экономического форума новгородцы вернулись с новыми идеями и бизнес-проектами

11.06.2024 | Экономика

На ступень выше

Новгородская область стала четвёртой в национальном инвестиционном рейтинге

11.06.2024 | Экономика

Предприниматель, председатель комиссии по экономической политике Общественной палаты Новгородской области Евгений Козлов почётный знак получил одним из первых.

Первая десятка

На территории технопарка «Трансвит» состоялось награждение новгородских предпринимателей новым почётным знаком

05.06.2024 | Экономика

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА