На стратегической сессии в НовГУ обсудили развитие предпринимательства на селе
Заместитель губернатора Новгородской области Тимофей ГУСЕВ сразу обозначил цель встречи: поговорить о том, какие есть меры поддержки для аграриев на региональном и федеральном уровнях, посмотреть на опыт других регионов. Специально для того, чтобы рассказать, как у них обстоят дела в сфере сельского хозяйства, к нам приехали представители Тюменской области, к беседе в режиме видеоконференции присоединились Алтайский край и Псковская область. Всего же участие в сессии приняли более ста человек.
Сегодня в нашей области работают около 400 крестьянских хозяйств. Все вместе они производят почти треть новгородских овощей, 20% картофеля и 10% молока. С 2014 года объём поддержки крестьянских хозяйств из областного и федерального бюджетов вырос на треть, причем на долю КФХ приходится 9,5%. Важной составляющей является предоставление грантов. Это дало фермерам возможность увеличить производство продукции по всем направлениям.
Участники встречи сошлись на том, что будущее — за развитием кооперации фермеров. Конкуренция растет, влияние южных регионов на рынки становится все ощутимее. Выход в том, чтобы объединить силы. Статистика показывает: в целом по стране потребительских кооперативов стало меньше, но увеличилось число тех, которые действительно работают, выросла их денежная выручка.
В Новгородской области сегодня действуют 13 сельхозкооперативов. Самый крупный — «Новгородский аграрий», который создан на базе логистического центра в деревне Лесная Новгородского района. Однако, как признала руководитель департамента сельского хозяйства и продовольствия области Елена ПОКРОВСКАЯ, нам еще есть куда расти.
Возможно, на пользу нашему региону пойдет опыт других. Заместитель министра сельского хозяйства Алтайского края Николай ХАЛИН рассказал: у них уже создана концепция развития потребкооперации, налажено межведомственное взаимодействие. Не меньшее внимание на Алтае уделяют организации рынков сбыта. В этом году проведено более тысячи ярмарок выходного дня. На розничных рынках 16% мест занимают производители сельскохозяйственной продукции, причем бесплатно. Это помогает им быстрее продать свой товар.
Фото novreg.ru