В эпоху глобализации и тотальной цифровизации нужно актуализировать антимонопольное регулирование — таков вывод международной «Недели конкуренции», которую в Великом Новгороде провела Федеральная антимонопольная служба России
Поколение Z практически на ты общается с гаджетами, многообразие которых всё увеличивается. И сложно представить, какой именно будет мировая экономика после их массового выхода на рынок, скорее всего, в сравнении с ними даже поколение Y будет чувствовать себя пещерными людьми.
Главное — не отставать
За последние 10 лет компании в сфере цифровой экономики стали безусловными лидерами по капитализации и объемам оказываемых услуг. Новые технологии последних лет меняют представление обо всем, в том числе и об антимонопольном регулировании, ведь «умельцы» используют на электронных торгах роботов, способных завышать или занижать цены. Такой картельный сговор был зафиксирован вовсе не в столицах, а в далеком Мурманске. В случае участия роботов сложно найти конкретного человека, так что преступление может оказаться безнаказанным. Но с таким исходом ФАС России мириться не собирается, впрочем, как и все антимонопольные службы других стран. Их представители участвовали в различных мероприятиях, прошедших в рамках ежегодной «Недели конкуренции» (этот формат запущен с 2010 года).
На расширенном заседании коллегии ФАС России докладчики из разных стран рассказали о своем опыте, в том числе о необходимых законодательных новациях. И судя по выступлениям, кроме схожести проблем методов, есть различия в подходах. Например, в Иране очень детально регламентированы все сферы экономики, а антимонопольное ведомство появилось совсем недавно. В Белоруссии даже создано целое министерство антимонопольного регулирования и торговли. А в России разработан Национальный план развития конкуренции на 2017–2019 годы, призванный заставить чиновников обеспечить условия для конкуренции, перевести естественные монополии в состояние конкуренции и снизить административные барьеры.
— Цифровая экономика затрагивает интересы всего человечества. И в этих условиях нашему ведомству предстоит играть во многом решающую роль в формировании контроля новой сферы без нанесения ущерба прогрессу. Инновации применяются не только для улучшения качества жизни, но и для незаконного обогащения. Развитие цифровой экономики требует пересмотра подходов и к антимонопольному регулированию, — заявил на коллегии глава ФАС России Игорь АРТЕМЬЕВ.
Одной из главных тем Недели и стало обсуждение угроз для конкурентной среды из-за стремительного темпа внедрения IT-технологий во все сферы жизни.
— Сегодня крайне важно обеспечить конкурентную среду, в которой компании разных форм собственности могли бы на равных условиях предлагать свои услуги потребителям. Мы в итоге получаем сразу несколько эффектов — увеличивается доля частного бизнеса, развиваются социальная и экономическая сферы и, конечно, повышается качество жизни населения, — сказала вице-губернатор Вероника МИНИНА, приветствуя гостей.
Властителей мира не будет?
В своем докладе о конкурентной политике в эпоху цифровой экономики Игорь Артемьев рассказал об успехах ФАС в отношении транснациональных компаний, таких, как Google, Microsoft и Apple. Так, Google получил штраф на 438 млн. рублей за запрет предустановленных магазинов приложений сторонних компаний. Microsoft блокировал антивирусную защиту других разработчиков, Apple не открывал сервисные центры, вынуждая в случае поломки телефона покупать новый. После вмешательства ФАС эти проблемы были устранены.
Есть и другие примеры сомнительного использования технологий, например, стоимость товара или услуги может зависеть от поисковых запросов человека: если он что-то ищет активно, ему могут продавать по более высокой цене. Также технологии позволяют поставщикам услуг такси с помощью искусственного интеллекта «вычислять» уровень дохода клиента — если позвонил с iPhone, то поездка выйдет дороже, чем звонившему со старенькой Nokia...
По словам Игоря Артемьева, при проведении антимонопольного расследования теперь нужно иначе определять границы товарного рынка, четко понимать и пределы прав на интеллектуальную собственность. «Творец всегда прав, но если он злоупотребляет своим правом, никому мало не покажется», — уточнил глава ведомства, приведя в пример дела против международных фармацевтических компаний, приостановивших поставки в Россию важнейших лекарственных средств, не имеющих аналогов. ФАС удалось добиться того, что поставки возобновились, причем завышенные ранее цены были снижены в среднем на 50%.
Самое уязвимое для бюджета — это сговоры при госзакупках. О коррупции антимонопольщики не говорили, но, похоже, в уме держали. И назвали метод защиты — перевод в электронную форму в ближайшие год-два всех закупок и торгов даже для маленьких муниципалитетов. А ФАС России готова к дистанционному выявлению сговоров. Допустим, с помощью системы блокчейн — способа передачи информации, где все операции взаимосвязаны в одной цепочке, и изменение одной из них отразится на всей последовательности. Отсюда ее надежность, скорость и прозрачность совершаемых операций. Как заметил Игорь Артемьев в своем выступлении, «никто не сможет монополизировать рынок, и властителей мира не будет». А бенчмаркинг (метод сопоставимых рынков) эффективен для определения справедливой себестоимости товара.
Глава ФАС рассказал и о позитивном применении цифровых новинок — о совместном проекте его ведомства с РЖД, когда заказчик грузоперевозки может в электронном виде оплатить услугу и получить себе ближайший вагон. Это пример того, как монополия снижает свои издержки из-за порожних пробегов с помощью информационных систем.
Слияния под присмотром
Также в Великом Новгороде состоялось 47-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) стран СНГ. Именно благодаря работе штаба МСАП удалось изменить ситуацию по роумингу: цены на услуги связи были снижены в 4–8 раз. Антимонопольщики СНГ намерены и впредь отслеживать тарифную политику мобильных операторов: недавно они повысили на 50% стоимость расчетов между собой, что уже почувствовали клиенты. Как было заявлено в ходе заседания, «клиенты не должны получать шоковые счета и отключать телефоны». Эту работу планируется завершить в течение двух лет.
Также, отметил заместитель руководителя ФАС Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, «предстоит выяснить, как сделка по слиянию компаний Яндекс и Uber, касающаяся стран СНГ, может повлиять на всех участников рынка».
Еще один общий вопрос — разработка закона о тарифном регулировании, который учтет интересы и потребителей, а не только регулируемых компаний. «Тарифная политика должна быть долгосрочной и предсказуемой. Важно обеспечить прозрачность закупок естественных монополий, а также недискриминационный доступ к их услугам. Кроме этого, нужно процедуры принятия тарифных решений погрузить «в цифру», — подчеркнул Голомолзин.
На встрече с журналистами Игорь Артемьев заявил: «Место, с которого стартует изменение регулирования в области цифровых технологий, — это Великий Новгород». Он отметил, что технологии активно движутся из крупных городов в регионы, ими прежде всего пользуются монополии. К слову, глава ведомства назвал новгородское управление «хорошим» и «профессиональным», а его руководителя Ольгу Виниченко — одной из лучших региональных руководителей.
КОММЕНТАРИЙ
Ольга ВИНИЧЕНКО, руководитель Новгородского УФАС России:
— Картели с помощью средств связи действуют в различных регионах, в том числе и в Новгородской области. Причем они договариваются не только на электронных торгах, заключают соглашения с коммерческими фирмами на нашей территории или в отношении наших заказчиков. Кроме Москвы и Петербурга сейчас мы рассматриваем дело с участием картеля из Нижегородской области. Был случай, связанный с Сыктывкаром. Если говорить о сферах, то они различные, допустим, мы возбудили дело по тому, как осуществлялись госзакупки для создания электронного Правительства Новгородской области. Очень распространены нарушения, связанные с медикаментами, медтехникой, охранными услугами.
В последнее время мы выявляем картелей больше, чем раньше, еще и потому, что тоже осваиваем цифровые технологии. С ценовыми роботами пока не сталкивались. Наше управление теперь сотрудничает с банками, у которых мы запрашиваем информацию по проводкам. У нас есть проблемы с торговыми сетями, не пускающими местных производителей на полки, — это тоже нарушение конкуренции. Но есть претензии и к самим производителям. Когда мы возбуждаем дело по результатам проверки, то привлекаем в качестве заинтересованного лица поставщика, чьи права нарушены. Но он сразу заявляет, что никто его не обижал. По сути, оправдывая эту сеть. Понятно почему: боится потом вообще не попасть на полки. Но как в таком случае навести порядок? Закон о торговле не работает именно из-за этого! К сожалению, рыночная власть сейчас у сетей, и от этого зависят, между прочим, цены.
В прошлом году внесены поправки в закон о торговле, они вступили в силу в начале осени. Административные нарушения по ним применяются уже с 1 января, и все территориальные управления провели проверки договоров с сетями, требования по которым были ужесточены. В основном сети привели договоры в порядок, мы нашли нарушения лишь у «Разницы», штрафное дело направлено в Тверь, по месту юридического адреса. Сейчас идёт ещё одно расследование: в этой сети выявлена дискриминация по отношению к поставщикам, но пока недостаточно доказательств.
Замечу, эти проверки проведены по документам, но если есть устные договорённости, на которые поставщики согласились, то они должны об этом открыто говорить. Может быть, им стоит подумать об ассоциации местных поставщиков, ведь сообща отстаивать свои интересы проще.
Фото fxglobal.com