Экспертный совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новгородской области обсудил актуальные нюансы контрольно-надзорной деятельности
Бизнес-омбудсмен Юрий МИХАЙЛОВ сообщил членам совета итоги опроса ФСО России среди предпринимателей: более половины респондентов заявили, что за последний год административная нагрузка на их бизнес увеличилась, а сами наказания ужесточились. Более половины предпринимателей уверены, что если в суде их оппонентами будут государственные органы, то нет шансов выиграть дело.
По оценкам Высшей школы экономики, издержки государства на контрольные мероприятия составляют 1,5% ВВП, нагрузка же на бизнес от соблюдения избыточных требований доходит до 6% ВВП. Поэтому, по мнению Юрия Михайлова, ему необходима поддержка экспертов и общественных помощников. Как раз на этом заседании и были вручены удостоверения девяти помощникам по различным направлениям, в том числе по медиации и защите прав в финансовой и налоговой сфере. В экологических проблемах бизнес-омбудсмену помощь окажет не кто иной, как член Общественной палаты РФ от Новгородской области Александр Мамулат.
Руководитель общественной приемной омбудсмена, социолог Татьяна НАУМОВА отметила, что за 2016 год, по итогам опроса, предприниматели в Новгородской области отмечают рост проверок, особенно Роспотребнадзора. 74% опрошенных считают, что ситуация с проверками ухудшилась, только 3% заявили об улучшении. Меры, предпринимаемые властями по снижению барьеров для предпринимательства, не считают эффективными более 70% опрошенных.
По данным руководителя Общественной приемной Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Максима ДИМИТРОВА, предложений от малого и среднего бизнеса стало меньше — они уже не очень верят, что к ним прислушаются. А вот жалоб стало больше. В основном на государственную инспекцию по труду, Роспотребнадзор и налоговую инспекцию. Но не все жалобы обоснованы или обоснованы лишь частично. Часто предприниматели жалуются, что в рамках одной проверки назначается несколько штрафов, что их недостаточно информируют о законодательных нововведениях. Димитров отметил также рост вторичных обращений: если в 2016 году их было 66, то за не истекший еще 2017-й — 89.
Главным надзорным ведомством, осуществляющим контроль за соблюдением федерального законодательства при проведении плановых и внеплановых проверок контрольно-надзорными органами, является прокуратура. Представитель областной прокуратуры Дарья БОРЫЧЕВА назвала интересные цифры: в регионе, где насчитывается порядка 20 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, имеется 14 территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, 16 органов регионального контроля, 142 муниципальных органа контроля. Кроме того, на территории области имеются структурные подразделения трех межрегиональных подразделений федеральных органов контроля. Так что, предприниматель, будь начеку...
Как сообщила Дарья Борычева, в 2017 году в органы прокуратуры области из органов государственного и муниципального контроля поступило 120 заявлений о согласовании проведения внеплановых проверок. Согласованы 77 проверок, отказано в 43 случаях. В большинстве случаев причиной отказов было отсутствие сведений о нарушении закона со стороны подлежащего проверке субъекта или не-обоснованное расширение предмета проверки. Также за 8 месяцев органами прокуратуры области выявлено свыше 1000 нарушений, по протестам прокуроров приведено в соответствие с федеральным законодательством 296 правовых актов, в суд направлено 26 исковых заявлений, которые рассмотрены и удовлетворены.
Во время заседания экспертного совета было подписано соглашение о взаимодействии Государственной инспекции труда в Новгородской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области. Главный государственный инспектор труда в Новгородской области Александр РОЗБАУМ, услышавший в адрес своего ведомства ряд претензий и от экспертов, высказался за плодотворное сотрудничество и взаимопонимание.
Он рассказал о том, что на основании решения Правительства РФ по отношению к хозяйствующим субъектам с 2018 года будет применяться риск-ориентированный подход. Предприятия разделят на 5 видов рисков: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. В зависимости от этого устанавливается периодичность проведения плановых проверок. Работодателей, попавших в категорию высокого риска, будут проверять один раз в 2 года. Один раз в 3 года будут планироваться проверки в отношении юрлиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в категорию значительного риска. Для категорий среднего и умеренного риска предусмотрены проверки один раз соответственно в 5 и 6 лет. Группа низкого риска плановым проверкам подвергаться не будет. Если предприятие не согласно с той группой, куда его зачислили, уточнил Александр Розбаум, это можно оспорить. Также при таком подходе будет минимизирована субъективность инспектора, потому что он будет использовать утвержденные Рострудом 107 проверочных листов (список контрольных вопросов).
Фото из открытых источников