В Великом Новгороде умер, во Владимире живёт
В наступившем году исполнилось бы ровно 10 лет со дня выпуска первого «Силантия» — так в Великом Новгороде успели поименовать «специальное транспортное средство», производство которого было развёрнуто на площадке ОАО «Автоспецоборудование».
Вспоминайте, чудо-машина была. Наше всё: «Силант» — сила новгородских технологий. Не имеющий аналогов, как нам говорили. Многофункциональный: хоть для сельского хозяйства, хоть для лесного, хоть для коммунального. А также на случай ЧС — примчит и потушит. Приемлемая цена — от 960 тысяч рублей до 1 миллиона 300–400 тысяч. Замечательная перспектива роста: руководство предприятия-производителя уверяло, что «имеющиеся мощности позволяют выпускать до полутора тысяч автомобилей в год, и это не предел». Но выпустили почему-то только порядка 500 машин.
В 2015-м производство было уже свёрнуто. Последними продавцами «Силантов» оказались судебные приставы.
Ох, рано встаёт охрана
Заметим, что придуман гибридный автомобиль «НАМИ» — есть такой автомобильный институт в Москве. Идеей столичных конструкторов (разработка велась по поручению Правительства РФ) заинтересовался губернатор Сергей Митин, тогда ещё начинавший свою карьеру в Новгородской области. В 2008 году было решено организовать серийное производство в Великом Новгороде. Выбор пал на «Автоспецоборудование». В 2009-м его возглавил Андрей Мелехин. Презентуя «Силанты», он вспоминал, что первой его задачей было избавить предприятие от долгов. Тогда, глядя на излучавшего уверенность директора, кто догадался бы, что ему только что присудили платежку на полмиллиона рублей?
Это «Новгородская ПМК-1» добивалась компенсации за ремонт асфальтобетонного покрытия. Впоследствии вышестоящая судебная инстанция развернула дело на 180 градусов. На том основании, что «смета на ремонт асфальтобетонного покрытия площадки у проходной ОАО «Автоспецоборудование» не утверждена ответчиком». И вообще, данная площадка с административным зданием уважаемому ответчику уже не принадлежат — проданы ООО «НПФ СтройПрофСервис». Что, кому и зачем асфальтировала ПМК? Дело пятое, видимо.
А вот с «Силантом» не вышло, как по асфальту. Свою недолгую жизнь новгородский автопром просуществовал в неких параллельных реальностях: «всё хоккей» и «что-то пошло не так».
На продажи работал административный ресурс. Листаешь интернет-архивы — вот главный лесник области, председатель профильного комитета Олег Вереникин нахваливает машину. Заодно информирует, что автомобиль появился благодаря федеральной целевой программе по обеспечению регионов лесопожарной техникой. 110 миллионов было дано. Кстати, на те же благие производственные цели был взят крупный кредит у «Сбербанка».
Что такое на фоне многих и многих миллионов 150 тысяч? Так, пустячок. Столько «автоспецы» задолжали частному охранному предприятию «Застава». И этот долг был признан Арбитражным судом в декабре 2011-го. Всего через год после пуска поточной линии. А ещё через полгода «Застава» потребует признать нашего суперперспективного производителя банкротом!
Театральный эффект
Примерно в ту же пору развернулась судебная эпопея со «Сбербанком» в связи с длительной просрочкой платежей по кредиту, долг по которому составлял около 235 миллионов рублей. Был наложен арест на имущество должника, а также, что куда менее тривиально, на здание Академического театра драмы имени Федора Достоевского, оказавшееся, как вдруг выяснилось, в залоге. На материале таких новостей хорошо репетировать немую сцену.
Разумеется, актеров и публику успокоили. Это, знаете ли, «всего лишь запрет на отчуждение имущества». Между прочим, изначально в качестве обеспечительной меры банк имел не залог, а госгарантию. Что интересно, довольно быстро поменялись и собственники «Автоспецоборудования». В результате этих пертурбаций власть обрела суверенное право на комментарии типа «это частное предприятие и за свою финансовую дисциплину отвечает самостоятельно», мы же ведем «активную работу с акционерами по погашению задолженности».
Арест с театра был снят. Волноваться по поводу финала пьесы следовало, по всей видимости, преимущественно кредитору.
Доедет — не доедет?
В чем причины фиаско? Как-то трудно найти представителя обладминистрации в её прежнем составе, склонного лично порассуждать. В основном вежливо адресуют по месту нынешней работы Сергея Герасимовича. А если в двух словах? Как мнение пожелавшего остаться неизвестным?
«На мой взгляд, никаких новых технологий там не было. Отверточная сборка».
«Ничего не утверждаю, но у меня лично не вызывали доверия те очень перспективные ребята, которые пришли на предприятие под этот проект».
А вот бывший глава района:
«Вы знаете, я себе в заслугу ставлю, что смог открутиться от покупки «Силанта!».
Само собою, таких оценок от должностных лиц в 2010 году и ещё немного вперед мы не слышали. Теперь же рассказывают, что с первыми «Силантами» бывали совсем уж конфузы: могли не доехать до пункта назначения. То колесо отвалится, то ещё беда какая...
Объективную оценку машине может дать тот, кто пользуется ею. В свое время «Новгородский Водоканал» приобрел четыре «Силанта», три пока бегают.
— Сырая конструкция, — говорит Сергей Городничин, начальник управления транспорта и механизации. — Но пришлось купить себе эту печаль. Шасси не выдерживало никакой критики. Сцепление летело через два-три месяца. Потом изловчились, стали использовать детали от тракторов. Наше счастье, что есть своя ремонтная база, и то, что «Силанты» у нас бегают только по городу, бригады на них возим. Сунься на бездорожье, быстро похоронишь эту «уникальную технику».
Хотели как лучше
На том оно как бы и всё. Не такие дела заваливали, и это... У управленцев ведь как — не ошибки, а риски. Да вот есть такой город — Владимир, и там с прошлого года возобновлен выпуск «Силантов». С большими переделками (речь о технических изменениях) и малыми партиями. Учли новгородский опыт!
Смотрите, что они говорят. «Будем прирастать по 50 авто ежегодно». «Через пять лет планируем выпускать 300 машин в год». «Зачем лезть в кредиты, выпускать столько продукции, сколько рынку не нужно?». «Мы будем развиваться соразмерно ситуации». «Хотим сделать качественный автомобиль с владимирской пропиской». Название менять владимирцы не стали, правда, их «Силант» расшифровывается как «сила новых технологий». Трудно сказать, представится ли Великому Новгороду ещё одна возможность стать автоцентром. Издержки имиджа: «сила» есть — «нт» не надо.
Александр ФИЛИППОВ, бывший вице-губернатор Новгородской области:
Крах новгородского проекта универсального грузовика обусловлен не экономикой, не финансами, не выбором производителя — можно было бы подыскать свободные площади не у «Автоспецоборудования». Но что это изменило бы, если сама машина имела массу конструктивных недостатков? Надо было довести до ума, а потом уже ставить на поток.