Производители оценили эффективность проекта «Покупай новгородское»
Пандемия коронавируса и связанные с ней экономические ограничения не помешали развиваться региональному приоритетному проекту «Покупай новгородское». Его запустили в начале 2019 года по предложению губернатора Андрея Никитина. Как идёт реализация проекта и как оценивают его эффективность участники — новгородские производители?
На ладье продвижения
В рамках проекта «Покупай новгородское» продукты местных производителей «подсвечивают» красными стикерами с соответствующим призывом и изображением старинной ладьи — символа продвижения и экономических связей. Это и есть главная цель покупательского проекта — продвижение, популяризация качественных новгородских товаров, как продуктов питания, так и непродовольственных изделий.
При плане в 2050 торговых объектов в 2020 году к участию в проекте на данный момент присоединились 2080 торговых точек, рассказала заместитель директора департамента торговли и лицензирования минпромторга области Наталья ПОЗДНЯКОВА. Это не только федеральные и региональные торговые сети, но и отдельные магазины, небольшие торговые павильоны и автоприцепы на территории всех районов и областного центра, а также автозаправки. К примеру, в Великом Новгороде в проекте участвуют около 100 магазинов федеральных торговых сетей.
На старте проекта участвовали только производители пищевой отрасли, сейчас их 40. Затем к проекту присоединились 35 грантополучателей Новгородского фонда развития креативной экономики. Это компании и предприниматели, занимающиеся только непродовольственными товарами.
Но стикеры — это, конечно, часть проекта. Минпромторг организует закупочные сессии для производителей и представителей торговых сетей. Это семинары, на которых новгородские компании могут обсудить с продавцами, как более широко представить продукцию в магазине, каким требованиям для этого нужно соответствовать, как можно изменить ассортимент, чтобы сделать продукцию более привлекательной.
— К примеру, нашим производителям хлебобулочных изделий представители торговых сетей посоветовали обратить внимание на выпуск штучных изделий — пирожков, булочек, а не только хлеба, — сказала Наталья Позднякова.
Качество и количество
Областной минпромторг пригласил ряд производителей к сотрудничеству с Роскачеством. Своё согласие на это дали как крупные, так и малые предприятия: боровичская фабрика игрушек «Мякиши», демянская кондитерская фабрика «Княжегорье», фабрика «Крестецкая строчка», фермерское хозяйство Ивана Пиреева, Старорусский пищекомбинат, Вельгийская бумажная фабрика, чудовская фабрика «Виктория» и другие.
Главное условие участия в проекте «Покупай новгородское» — высокое качество товара, которое подтверждается результатами добровольной сертификации. Исключение из числа участников проекта возможно в случае принятия судебного решения о нарушении требований к качеству продукции. Таких прецедентов проект пока не знает.
Компании на добровольных началах смогут пройти сертификацию у экспертов этого российского ведомства. Возможно, результатом станет получение всероссийского Знака качества, который можно нанести на упаковку товара. Это позволяет значительно повысить продажи. Как указывал в сентябрьском интервью «НВ» глава Роскачества Максим Протасов, в 2019 году продажи таких товаров выросли на 31%.
Однако даже если продукт новгородского производителя и не получит заветный знак, заключение экспертов о качестве товара, его плюсах и минусах позволит сконцентрироваться на работе по его улучшению.
Одними из самых крупных производителей, включившихся в проект «Покупай новгородское», стали компании «Лактис», «Новгородхлеб», «Мельница», фермерское хозяйство Ивана Пиреева и «Медовый дом».
— Мы следим за тем, как участие в проекте повышает продажи производителей, получаем данные от Новгородстата, — говорит Наталья Позднякова. — Видим, что производство в пищевой и перерабатывающей промышленности в регионе растёт. В период с января по сентябрь 2020 года рост составил 105,4 процента по сравнению с тем же периодом 2019 года.
Также министерство планирует обсудить с представителями торговых интернет-площадок, таких, как Wildberries, Ozon, возможность размещения непродовольственных товаров региональных производителей с логотипом «Покупай новгородское».
Пусть говорят
Что думают о ходе проекта сами производители? Руководитель сельхозкооператива «Новгородские пасеки» Антон ЖЕРЕБЦОВ, несколько недель назад ставший участником программы, уверен, что яркий, запоминающийся стикер, конечно, позволит выделить новгородские товары в общей массе на полке в магазине. Главное, чтобы качество продукта было высоким и не разочаровало покупателя.
К слову, на минувшей неделе мёд, который производят на «Новгородских пасеках», наградили сертификатом открытого конкурса «Выбор сетей» на выставке «Петерфуд-2020».
Глава фермерского хозяйства Иван ПИРЕЕВ, уже опытный участник проекта, настроен более критично и считает, что одних стикеров для продвижения товаров местных производителей недостаточно. Он говорит, что интерес к новгородским товарам надо в буквальном смысле воспитывать.
— Нужно рассказывать о новгородских товарах в детсадах, школах, техникумах и институтах, проводить экскурсии на предприятия, показывать, каким трудом всё даётся, — поясняет Иван Пиреев. — Важно увеличивать число учащихся, проходящих практику на местных производствах. Чтобы было — как в Финляндии или Германии, где жители лучше переплатят, но купят продукцию местных производителей. И наконец необходимо создавать более благоприятные условия для работы местного бизнеса. Мне пришлось закрыть три своих магазина из восьми, потому что магазины федеральных торговых сетей появляются повсюду. С сетевиками мы, конечно, тоже сотрудничаем, но больших доходов от этого не получаем. Они закупают у нас продукцию по самым низким ценам. Единственным выходом в такой ситуации остаётся сеть собственных магазинов.
По мнению исполнительного директора фирменной торговли компании «Лактис» Аллы ЛУКАШЕВИЧ, без сомнений, проект «Покупай новгородское» полезен для местных производителей.
— Давайте пойдём от обратного и представим, что было бы, если бы такого проекта не существовало. Разумеется, было бы хуже, — сказала Алла Лукашевич. — Мы, конечно, участвуем также в выставках, ярмарках, которые организуют в регионе, где представляем продукцию под стикерами проекта. Они есть на каждом нашем киоске. Главное, чего хотелось бы пожелать, это более широкой информационной поддержки производителей. Важно, чтобы о нас было известно как можно больше.