Начинающий бизнесмен Михайлов точно знает, как сделать поход в баню полезным и приятным
Изготовление веников для бани — не конвейер, а ремесло. Процесс это тонкий, неспешный, можно сказать, лирический, требующий не только практических навыков, но и знаний, переданных предками — большими любителями бани. Об этом самозанятый новгородец Михаил МИХАЙЛОВ, заготавливающий веники на продажу, может рассказывать интересно и обстоятельно. Впрочем, как и о собственной дороге в ремесло.
Началом её была любовь к бане и парной. Затем — избирательность в выборе банных инструментов. А уж потом открытие: найти хорошие веники для бани в Великом Новгороде не так-то просто.
— От нечего делать купил связку на заправке: дорогую, но некачественную. Провёл эксперимент: разместил на нескольких площадках в Сети объявления о том, что продаю веники. Звонки и сообщения не заставили себя ждать. Я понял, что товар востребованный. Пообещал, что обязательно займусь этим вопросом, — рассказывает Михаил.
Слово своё новгородец сдержал: перелопатил все доступные современные и этнографические источники и отправился в глубинку Новгородчины осваивать теорию на практике. Так у него появилось дело — вязать веники.
— Сейчас сырьё для будущих веников собираю в Солецком и Крестецком районах, вдали от трасс, где зелень чистая. С одного дерева срезаю не больше тридцати веток, чтобы не нанести растению урон. Секреты мастерства перенимал у старожилов: они с радостью делятся, — рассказывает Михаил. — Именно эти районы выбрал, поскольку здесь удалось найти помещения, в которых заготовки превращаются в те самые душистые, пушистые, крепкие, целебные банные веники. Место, где они сушатся, должно хорошо проветриваться, но без сквозняков. Будет сквозняк — веник потеряет свой аромат, а это неправильно. Сырость тоже недопустима.
Заготовка веников в среднем начинается через две недели после Троицы и длится до осени. Впрочем, есть и исключения. Так, берёзу заготавливают по август месяц. Дуб — с июля по сентябрь включительно. Время, отведённое на сбор ароматных липовых веников, коротко — две недели в начале июля.
— За этот сезон я успел заготовить более 500 липовых веников. Есть в ассортименте веники можжевеловые, травяные. Есть «премиум»-веники, отличающиеся размером и основательностью. Любители бани хорошо знают, что многое в парном деле зависит именно от веника,— поясняет Михаил. — За весь прошлый сезон я реализовал 5–6 тысяч изделий. Спрос говорит сам за себя. Клиенты уже заказывают товар в Карелию, Мурманск, Санкт-Петербург, на юг России.
Статус самозанятого любителю бани пришлось оформить по инициативе одного из покупателей, нуждающегося в крупной партии веников и работе по договору. Да и вообще, среди клиентов Михаила всё чаще стали появляться бани и сауны: работать официально им куда комфортнее.
Чтобы правильно масштабировать своё дело, начинающий предприниматель стал участником обучающего курса в центре «Мой бизнес». Знания, полученные при обучении, оказались полезными. Теперь Михайлов прорабатывает пути выхода на маркетплейсы, а в следующем сезоне планирует расширить объёмы заготовок банного аксессуара.